Россияне стали реже кредитоваться через краудлендинговые платформы

По итогам трех четвертей нынешнего года российский рынок краудлендинга увеличился в 1,5 раза, составив таким образом 11,1 млрд рублей. Об этом свидетельствуют данные, обнародованные Центробанком.
 
Напомним, что регулятор относит к краудфандингу как финансирование, которое предоставляется инвесторами в обмен на награды нефинансового характера, так и краудлендинг. Последний, в свою очередь, подразделяется на займы между юридическими лицами (b2b), между физическими и юридическими лицами (p2b) и между физическими лицами (p2p).
 
В структуре российского рынка краудфандинга краудлендинг занимает 95%. В течение 9 месяцев в этом сегменте было заключено сделок на 11 млрд руб. Правда, сразу стоит оговориться, что рост сегмента был обеспечен за счет финансирования юридических лиц. Объем p2p-сделок сократился на 1/3, до 104 млн руб. В Центробанке полагают, что это говорит о том, что p2p-кредитование является для инвесторов непривлекательным, поскольку риск невозврата средств в нем очень велик.
 
По данным регулятора, риск просрочки в b2b- и p2b-сегментах варьируется в пределах 8–10%. В p2p-сегменте риск составляет порядка 50%. P2p-площадки не располагают достаточным объемом данных для адекватной оценки заемщиков. Если власти не предоставят площадкам новые возможности в части оценки кредитоспособности заемщиков, то p2p-кредитование в России может прекратить свое существование.