Украинское КБ “Южное” имеет долги по зарплате

Презентация разработок и долги КБ «Южное»


На своем официальном сайте КБ “Южное” постоянно пишет о достижениях и разработках, презентациях и новых контрактах, которые удалось заключить. Во время выставки Dubai Airshow 2019, где среди прочего презентовался и новый лунный посадочный модуль, экспозицию компании посетил премьер-министр ОАЭ. Но действительно ли так хорошо идут дела?

Известно, что КБЮ в прошлом году недополучило 116 млн гривен прибыли, но руководство называет совсем другие цифры и даже хвастается своими достижениями. Генеральный директор Дегтярев еще в апреле этого года говорил, что предприятие заплатило государству около 650 млн гривен налогов и профинансировало профильные предприятия, выделив на их нужды около 1,2 млрд гривен. Но это было до увольнения со своего поста главного протектора Павла Дегтяренко, который руководил Государственным космическим агентством Украины (ГКАУ). Дегтяренко когда-то сам работал в «Южном», поэтому оказывал бюро всевозможную поддержку, был тесно связан с гендиректором КБ Дегтяревым.

После увольнения ГКАУ в начале ноября 2019 и стали всплывать подробности призрачных проектов бюро, долги и серьезные проблемы с финансами. Уже 15 ноября заместитель генерального директора конструкторского бюро обратился к новому, пусть и временному, председателю ГКАУ с просьбой о займе.

На зарплаты не хватает $3,2 млн


Именно отсутствием средств для оплаты работы сотрудников и объяснил необходимость кредитования Михаил Бондарь. Он пишет, что деньги понадобились из-за того, что один из заказчиков задерживает оплату по контракту. Заем КБ обещает вернуть быстро, но никаких конкретных сроков не уточняет. Говорится лишь, что кредит будет возвращен в кратчайшие сроки, если заказчик переведет оплату по проекту.

В документе также сказано, что конструкторское бюро рассматривало и альтернативные варианты кредитования, частные и государственные банки, но времени на сбор документов и ожидание решения нет. В качестве источника финансирования Бондарь предлагает использовать средства с проекта «Циклон-4».

Пока заместитель генерального директора просил деньги в ГКАУ, сам гендиректор презентовал в ОАЭ макеты и видеоролики перспективных разработок бюро и, кажется, совсем не беспокоился о том, что нечем платить зарплату сотрудникам. Эти разработки пока существуют только в макетах и презентациях и, учитывая прошлые проекты, вряд ли дойдут до стадии полноценной реализации.

«Южное» и судебные разбирательства с Boeing


На официальном сайте КБЮ не найти информации не только о просьбе займа у ГКАУ, но и о проигранном деле на $200 млн. Речь идет о международном консорциуме «Морской старт», в котором принимали участие как КБЮ, так и «Южмаш». На украинские компании приходилось 15% бюджета проекта, стартовая стоимость которого оценивалась в более чем $3,5 млрд.

Затем в рамках международного консорциума значительную часть пакета с гарантиями по кредитам перевели на Boeing. В результате компания подала на КБЮ и «Южмаш» в суд, заявив, что организации нарушили сроки выполнения своих обязательств.

Иск был подан в 2013 году, и только через 6 лет, в ноябре 2019 года, судебное разбирательство завершилось поражением украинской стороны. Ей присудили удовлетворить иск в размере $ 200 млн. КБЮ не только обрастает долгами, но и перекладывает финансовую ответственность на государство.

Как дальше будут развиваться события


Судя по всему, правительство решительно настроено сделать некогда благоприятную для монополистов космическую среду конкурентной. Об этом говорит открытие космоса для частных инвестиций.

Следующим шагом стало упомянутое выше увольнение Дегтяренко. Сейчас на его должность председателя ГКАУ открыт конкурс. Если пост займет человек с прогрессивными взглядами, то космическая отрасль Украины, возможно, начнет идти в ногу со временем.

Пока неясно, как реформирование космоса поможет разобраться с выросшими благодаря КБЮ государственными долгами. Также неясно, будут ли проведены проверки в отношении руководителей госпредприятий, благодаря которым государство теперь должно на $ 200 млн больше.