Каким стал Яндекс с момента IPO

В 2011 году компания «Яндекс» впервые разместила собственные акции на биржевой площадке NASDSQ и была оценена инвесторами в 8 млрд американских долларов. Журналисты РБК попытались выяснить, как изменилась жизнь компании после проведения IPO.

На момент осуществления публичного размещения собственных ценных бумаг компания «Яндекс» уже являлась признанным лидером отечественного интернет-рынка. В первый день торгов стоимость ее акций выросла на 55%. На тот момент объем ее постоянной интернет-аудитории оценивался специалистами в 30,3 млн человек, 85% из которых являлись активными пользователями ее сервисов. Спустя пять лет «Яндекс» по-прежнему удерживает лидирующие позиции на российском интернет-рынке, а объем его аудитории достиг отметки 45,8 млн человек.

К моменту выхода на IPO на долю поисковой системы «Яндекс» приходилось 65% от общего количества пользовательских запросов российского сегмента глобальной сети, а Google контролировал лишь 22%. По состоянию на апрель текущего года доля «Яндекса» снизилась до 57,6%, тогда как Google, напротив, увеличил свое присутствие на российском поисковом рынке до 37%.

В 2010 году компании удалось заработать на продаже рекламы 12,2 млрд российских рублей при емкости рынка в 26,7 млрд. За последние шесть лет «Яндекс» смог нарастить собственное присутствие на рынке с 46 до 60%, заработав в 2015 году на продаже рекламы 58,2 млрд российских рублей при емкости рынка в 97 млрд.

Стоит отметить, что Аркадий Волож, который стоял у истоков создания компании «Яндекс», по-прежнему остается одним из ее крупнейших акционеров. На момент выхода компании на IPO в собственности Воложа пребывало 20,2% акций, однако после публичного размещения ценных бумаг его доля снизилась до 10,8%. Невзирая на данный факт Воложу все же удалось нарастить долю голосующих акций с 21,17 до 47,21%.

По результатам минувшего года затраты компании на разработку программных продуктов возросли в полтора раза, достигнув отметки в 13,4 млрд рублей, что сопоставимо с 22% годовой выручки. Таким образом, впервые за все время обращения акций компании на биржевой площадке NASDAQ объем ее годовой скорректированной прибыли снизился на 11%, до 12,2 млрд. Вместе с тем инвесторы положительно восприняли информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности компании за 2015 год. Сразу после обнародования годового отчета стоимость акций «Яндекса» на бирже NASDAQ выросла на 6,3%, что дало возможность руководству компании повысить прогноз собственной выручки на этот год до 15–19%.