PR-продвижение стартапа: как сделать первые шаги

Евгений Степанов из агентства Интермонте рассказал про плюсы и минусы найма пиарщик в штат и работы с агентством, про ситуации, когда стартапу не нужен пиар.

Многие стартаперы думают, что стоит вложить средства в PR продукта - как к ним тут же ринутся клиенты, инвесторы и компания взлетит на вершину бизнес-Олимпа.

Да, PR- продвижение необходимо стартапу, но только в том случае если:

  1. Уже есть продукт или хотя бы работающая бета-версия.

  2. Есть клиенты, партнеры.

  3. Есть понимание целевой аудитории и как на нее выходить.

Подготовьтесь к первым контактам со СМИ

Тщательно продумайте PR-стратегию. От этого зависит, как компанию будут воспринимать в будущем. Если говорить, что ваш продукт произведет фурор, то и ожидать от него будут именно этого. Не оправдаете ожиданий – получите серьезный удар по репутации.

Если не уверены в продукте - не стоит спешить с пиаром, иначе даже мелкие ошибки после запуска, запомнятся надолго.

Если продукт еще “сырой” - не надо его пиарить, сделайте хотя бы минимально рабочую бета-версию. Тут обычно вспоминают тот же Кикстартер, где можно собрать деньги вообще не имея продукта.

Если мы посмотрим - российских проектов там очень мало. Если посмотрим внимательно - те, что есть и которые собрали достаточно денег - они тщательно готовились к этому. И их “продукт” - это презентация проекта. Она выполнена на отлично, на саму подготовку потрачено очень много сил, времени и денег.

Продумайте ключевое сообщение

Создайте ключевую мысль, чем конкретно полезна продукция. Это должно быть лаконичное сообщение, которое поймет каждый из целевой аудитории. Расскажите об уникальных свойствах продукта: «С нашим сервисом люди экономят до 40%» или «Наши кресла берегут осанку».

В текстовом файле напишите достоинства продукта, дополните доказательствами: статистикой, наградами, опросами, вероятными прогнозами. На основе этих данным создайте логичное, понятное и простое сообщение.

Когда стартапу пиар не нужен:

  1. Слишком “сырой” продукт или его еще нет.

  2. Вообще нет продаж.

  3. Нет специалиста в стартапе, который можно явно и интересно донести преимущества.

Последний фактор часто игнорируется, я зря. Считается, что раз заплатили агентству или взяли в штат пиарщика - он должен все сам придумать и “разместить”. Все известные мне подобные истории заканчивались плохо.

Пример из практики нашего агентства. Пришла заявка на пиар-продвижение технологического проекта. Уже не стартап, работает больше 3-х лет, есть продажи, клиенты, есть солидные и весомые клиенты. Но самый крупный якорный клиент ушел и вдруг оказалось, что ни рекламы ни пиара последние 2 года не было.

Встретились, все обговорили, и выясняется, что в компании хорошие специалисты есть, но все очень заняты. Очень-очень. И некому с нами общаться. Даже часу в неделю уделить - нет такого человека. Пришлось отказать.

Мы знаем продолжение этой истории. Они наняли в штат пиарщика, ибо примерную стратегию мы “накидали”. Думая, что ну раз уж человек “в штате” - то коммуникация будет проще. Не будет.

Через 5-6 месяцев пиарщика в этой компании не стало, кто принял решение о прекращении работы - нам неизвестно. Зато мы видели, что по линии пиара было сделано очень мало и понимали, почему.

Определитесь - вы будете нанимать человека в штат или работать с агентством

У этих двух вариантов есть и плюсы и минусы.

Минусы найма пиарщика в штат

- Вы не сможете понять, эффективно ли работает ваш пиарщик. У вас нет компетенций, которые помогут оценить результат его работы. Для этого нужен некий директор по коммуникациям, аналог технического директора для программистов. Но вся эта система удорожает найм.

- Долгий поиск специалиста нужной квалификации. На рынке множество пиарщиков, которые умеют только писать пресс-релизы и рассылать их веером по редакциям.

Плюсы найма пиарщика в штат

- Пиарщик всегда доступен для любых срочных задач.

- Пиарщик может быстро скоммуницироваться с любым членом комманды: взять комментарий, интервью и т.д. Уточнить и переспросить что-то.

Минусы работы с агентством

- Вы можете попасть в агентство, где с проектами работают “на потоке” и нет должной детализации на проектах клиентов.

- Высокий порог входа по бюджету.

Плюсы работы с агентством

- У агентства много опыта в различных тематиках, много ресурсов для быстрого запуска с понятным результатом.

- Вы “покупаете” работу не одного специалиста, а сразу нескольких, что экономит бюджет.

Автор: Степанов Евгений, агентство Интермонте.