Отказов в работе системы Московского центра управления полетами не зарегистрировано

Накануне ряд СМИ распространили информацию о якобы произошедших за последние 17 дней работы сбоях в работе системы, ответственной за управление воздушным движением в московской зоне и над центром европейской части РФ. В частности, об этом сообщало агентство ТАСС со ссылкой на непосредственного пользователя системы «Синтез-АР4» — ФГУП «Госкорпорации по организации воздушного движения».

Стоит отметить, что разработчик системы управления — концерн «Алмаз-Антей», подтвердил, что в работе средств автоматизации «Синтез-АР4» были отмечены нештатные ситуации 19 и 24 октября. Однако, как подчеркнули в концерне, данные инциденты никак не повлияли и не могли повлиять на безопасность полетов в целом, так как были полностью парированы средствами встроенного и автономного резервирования.

В первом случае, 19 октября, сбой был вызван перегрузкой автоматизированного рабочего места диспетчера радиолокационного контроля. При этом перегрузка произошла по причине некорректной настройки параметра глубины анализа истории трека, влияющего, в частности, на сложность решения задач обнаружения конфликтов. После корректировки параметра и перезапуска программного обеспечения сбой не повторялся.

Второй нештатный случай, произошедший 24 октября, заключался в нарушении процесса автоматической обработки плановых сообщений, и произошел из-за поступления на рабочее место диспетчера планирования входящих сообщений с нарушением формата. При этом ни входящие, ни исходящие сообщения не терялись, а просто копились в очереди и были доступны диспетчерам, то есть, была возможность осуществлять их ручную обработку. Данное затруднение было устранено в течение двух часов сменным инженером Центра, который осуществил перезапуск серверных программ и возобновил автоматическую обработку и рассылку сообщений.

В концерне «Алмаз-Антей» так же подчеркнули, что затянувшееся решение проблем было обусловлено, в частности, отсутствием у персонала эксплуатанта опыта, необходимого для диагностирования сложных технических сбоев.

«Во время сбоя в МЦ АУВД дежурил специалист Концерна, и если бы при первом обнаружении проблемы он был проинформирован, то время устранения проблемы составило не более 10 минут» — говорится в сообщении пресс-службы холдинга.

«Начальный этап эксплуатации систем подобного уровня сложности зачастую сопряжен с возможностью сбоев программного обеспечения, которые проявляются, как правило, в связи с тем, что новая система работает под полной нагрузкой и с участием всего задействованного в процессе персонала. Другими словами, идет процесс приработки. На этапе испытания столь сложных систем, когда в работе задействован ограниченный состав персонала, выявить все нюансы практически невозможно. В начальном периоде эксплуатации возможны – и возникают – сбои в работе подобных систем самых передовых мировых разработчиков», — цитирует пресс-служба слова заместителя генерального директора Концерна «Алмаз-Антей» по продукции для аэронавигационной системы и продукции двойного назначения Дмитрия Савицкого.

По его словам, задача разработчика – устранять совместно с эксплуатантом возможные сбои в период приработки и полной нагрузки и при этом полностью исключить их влияние на управление воздушным движением. Для выполнения этой задачи Концерном организовано круглосуточное дежурство квалифицированного персонала в ЦУП МЦ АУВД.

Кроме того, Дмитрий Савицкий отметил, что диспетчеры и инженеры эксплуатанта системы так же должны развивать знания и умения, позволяющие в случае возможного сбоя своевременно перейти на резервные системы и продолжить управление воздушным движением, так как все необходимые ресурсы для этого имеются.

«По результатам анализа сбоя выработан комплекс мер, направленных на устранение возможности повторения подобных сбоев» — подчеркнули в пресс-службе.

Система «Синтез-АР4» была введена в эксплуатацию 9 октября. До этого ФГУП «Госкорпорации по организации воздушного движения» с 1981 года использовала шведскую систему «Теркас», которая, по данным экспертов, исчерпала свой ресурс еще в 1996 году. В 2015-2016 годах было четыре полных отказа системы, в результате которых вся нагрузка ложилась на резервную систему управления полетами, установленную в 2008 году.

Концерн ВКО «Алмаз – Антей» является основным производителем и системным интегратором системы организации воздушного движения Российской Федерации. При участии специалистов концерна создавались условия для обеспечения максимальной безопасности полетов и эффективности использования воздушного пространства во время проведения Саммита АТЭС во Владивостоке, Всемирной летней Универсиады в Казани и Олимпийских игр в Сочи.





https://www.venture-news.ru/ipo-news/64680-mozhno-li-vyigrat-v-kazino-vsya-pravda-kotoraya-shokiruet-kazhdogo.html