Павел Дуров рассказывает о проекте StartFellows

В начале декабря Павел Дуров и Юрий Мильнер по поддержке начинающих интернет-предпринимателей. Дуров будет отбирать перспективные стартапы, а Мильнер — выдавать им по $25 000, не рассчитывая на долю в компании. Издание публикует интервью с Павлом Дуровым на эту тему.

— Как появилась идея благотворительного стартап-фонда?

— Мы достаточно давно хотели сделать что-то совместное с Юрием. Мы оба вдохновлены фондом Y-Combinator. Однако мне неинтересно зарабатывать деньги с помощью инвестиций в проекты на ранней стадии. Я хотел, чтобы помощь для стартаперов была безвозмездной. Юрий, впрочем, тоже — он не специализируется на посевной стадии финансирования.

— Но когда проект вырастет, вы в него можете проинвестировать. Так?

— Когда проект вырастает и становится крупным, тогда и Юрию, и мне может быть интересно в него проинвестировать. Но в целом StartFellows — скорее полублаготворительный проект, серьезных ожиданий здесь нет.

— Финансовая помощь стартапам выделяется из его денег или также из ваших?

— Я был готов участвовать финансово, 50 на 50. Но сейчас финансовой и юридической стороной занимаются люди Юрия, и пока это полностью его деньги. Кстати, необязательно $25 000 — можно и $50 000. У нас нет конвейера и нормы выработки.

— Почему вы решили давать именно $25 000?

— Этой суммы хватает для того, чтобы перспективный стартап достиг точки, при которой он сможет привлекать инвестиции по серьезной капитализации. Если бы у «ВКонтакте» в конце 2006 года появились $25 000, мы смогли бы достичь аудитории несколько миллионов пользователей на своих деньгах. Сегодня у Mail.ru не было бы 39,99% «ВКонтакте».

— Полученные от вас деньги стартапы могут тратить на что хотят?

— Да. Разумеется, стартапам коммуникационного типа вроде «ВКонтакте» не нужны серьезные деньги на офисы, поездки и зарплаты. Главные издержки — серверы. На выделенные деньги можно поставить 10 серверов и платить за трафик несколько месяцев. При должном умении масштабирования 10 серверов могут держать активность до 1 млн посетителей в сутки.

— Вы один принимаете решения, куда инвестировать?

— Да, Юрий доверяет моему мнению чуть более, чем полностью.

— Не помешал вашим отношениям с Юрием конфликт с Mail.ru Group?

— Нет. Наши отношения построены на взаимном уважении и дружбе. Юрий — общепризнанно наиболее эффективный IT-инвестор на текущий момент. Компания, которая сейчас называется Mail.ru Group, основана Юрием, но сегодня управляет ею не он. Насколько мне известно, имущественная доля Юрия в Mail.ru Group меньше процента, недавно он продал еще часть своих акций.

— Вам в твиттер периодически пишут люди, предлагающие сходить по ссылке посмотреть бета-версию своего великого проекта и т. д. Кто-то уже есть в вашем списке получателей помощи?

— На почту уже пришло несколько десятков заявок. Уровень — разный. Думаю, что в первый месяц отберем 5-10 проектов. Перспективность определяется деталями — продуманностью, дизайном, скоростью работы. Реализация сейчас важнее идеи. Идеи слишком легко скопировать.

— Какой бы стартап на месте соискателей предложили вы сами?

— Приложение для айфона, андроида. Веб-проекты, разумеется, тоже. Однако сайты сейчас конкурируют настолько сильно, что без безупречного чувства стиля, умения писать быстро работающий код и понимания психологии пользователя выделиться очень сложно. Мы хотим, чтобы грант играл роль не пожертвования, а показателя качества. Чтобы он был ценным сам по себе. Если не найдем качественных проектов — значит не выберем ничего.

— Что именно вы заимствовали из подходов Y-Combinator?

— Есть амбициозный план собирать этих людей вместе и приглашать известных бизнесменов из Силиконовой долины. Кроме того, сейчас начнем анализировать, подходит ли нам алгоритм отбора Y-Combinator. Если будет не хватать информации, разработаем свою систему отбора. Пока действуем по принципу «поехали, потом заведем».

— «ВКонтакте» имеет какое-то отношение к StartFellows? Например, делится с перспективными командами трафиком?

— Теоретически возможно. Будет зависеть от качества проекта. Заявлять об этом не хочется, чтобы не формировать завышенные ожидания. Однако не думаю, что хороший проект нуждается в обильной PR-поддержке. Можно потратить какую-то сумму на рекламу стартапа, но если люди не распространяют известие о нем вирусно, он не взлетит.





https://www.venture-news.ru/ipo-news/64680-mozhno-li-vyigrat-v-kazino-vsya-pravda-kotoraya-shokiruet-kazhdogo.html