Проверь стартап на прочность

Проверь стартап на прочность   В сентябре прошел первый из серии осенних московских Startup Crash Test от GreenfieldProject при поддержке StartupIndex. Сооснователи геолокационных сервисов AlterGeo, ePythia и POIdo обсудили приход Facebook на российский рынок и нашли новые ниши для отечественных lbs. Глеб Каплун собрал «чекины» от участников, а выступавшие проекты — обратную связь от экспертов. Следующий «краш-тест» запланирован на RIW 22—24 октября.

   Посмотреть на открытие московского SCT-сезона приехал и один из основателей формата «краш-тест» — Денис Довгополый. Он присоединился к экспертам: Дмитрию Альмухаметову, Марии Байраковой, Андрею Головину, Сергею Митрофанову, Дмитрию Репину, Игорю Санину, Михаилу Смолянову и Катерине Умновой,?— которым предстояло на глазах сотен гостей и зрителей онлайн-трансляции разобрать «по косточкам» проекты Copiny, CDNvideo и Wishop.
   SCT традиционно стартовал с доклада и панельной дискуссии. Глеб Каплун начал свой рассказ о location-based сервисах с просьбы для участников отметиться «чекином» в здании ГУ-ВШЭ на Покровском бульваре. Глеб поделился прогнозами о росте рынка геолокации и наблюдениями о том, что пользователи соцсетей в 20—25 раз менее активны, чем пользователи мобильных приложений. В заключение, он привел примеры успешных рекламных кампаний и рассказал о социальной подоплеке популярности сервисов, работающих по модели check-in.
   Устав слушать о трендах в мире lbs, в ходе панельной дискуссии аудитория просила Александра Доржиева (AlterGeo), Алексея Костыря (ePythia) и Николая Михайловского (POIdo) назвать новые ниши на рынке геолокации и оценить их возможный потенциал. Участники SCT не обошли стороной и намерение Facebook создать свой геолокационный сервис.
   В рамках флэш-питча — двухминутной презентации идеи без обратной связи, проект Social CRM искал первых клиентов, а Software Provider говорили об интеграции SaaS в России. Не остались в стороне и эксперты SCT Moscow. Денис Довгополый презентовал свободно наполняемую ленту локальных новостей, которая «подвинет» аналогичные проекты РИА «Новости» и CNN, а Михаил Смолянов (Megaplan) представил «Мобильное меню» — сервис, который позволит делать заказы и читать ресторанные меню на знакомом языке, в какой бы точке света вы не оказались.

Уже сейчас желающие могут предложить свой стартап для участия во «флэш-питче» или «краш-тесте»


   А первым на «краш-тест» вышли Copiny — сервис, предлагающий создать вокруг бизнеса (в первую очередь, стартапа), услуги или продукта единое сообщество вместо поддержания разрозненных площадок, как это было раньше. Запустившись лишь в середине сентября, Copiny уже нашли первых клиентов из России и ближнего зарубежья. Раскритиковав стандартные методы коммуникации с клиентом через блоги и форумы, авторы проекта выдвинули свое платное решение, позволяющее разгрузить службу клиентской поддержки.
   Эксперты увидели сходство проекта с Reformal.ru и предложили команде изучить, почему их конкурент так и не смог продвинуть платные услуги. Мария Байракова из SM&Partners спросила авторов Copiny напрямую, стали бы они сами пользоваться своим сервисом. Те, конечно, ответили утвердительно, а вот желающих в зале нашлось немного.
   Также вопросы вызвала «выживаемость» Copiny. Андрей Головин рекомендовал сделать сильную технологию, кто-то, наоборот, предложил отказаться от собственной разработки и русифицировать популярный западный аналог GetSatisfaction.com. А Михаил Смолянов посоветовал проекту продавать свои услуги не стартапам, а крупным компаниям, основательно вкладывающимся в поддержание репутации.
   Следующими выступали CDNvideo — оператор сети доставки контента, берущий на себя его распространение в сети. Инициаторы проекта пришли на Startup Crash Test, чтобы спросить совета по развитию. CDNvideo уже сотрудничает с крупными контент-провайдерами (в частности, обеспечивают передачу популярных спортивных трансляций), занимается разработкой трансляций под iPhone, но не решили, в каком направлении будут расширять бизнес.
   Эксперты SCT предложили проекту для начала определиться со своим местом на рынке и четче понять нишу, в рамках которой он сможет работать. Так, проект убедили не ввязываться в соперничество с западными CDN без четко сформулированных конкурентных преимуществ. А Сергей Митрофанов (Brand Fight) посоветовал повременить и с выходом на массовый рынок, сказав, что при текущем позиционировании такой «продукт не продашь домохозяйке».
   Завершал программу SCT стартап Wishop — улучшенная версия проекта «Покупатор», ориентированная на пользователей социальных сетей. В том числе и тех, кто плохо ориентируется в интернете. Чтобы облегчить процесс онлайн-покупок, проект приходит в привычную этим людям среду — до конца года запланирован выход на все популярные соцсети. Человек оставляет пожелание о покупке на своей страничке, а специальное приложение доставляет эту информацию нужному продавцу.
   Тема электронной коммерции оказалась близка и аудитории, и специалистам, тестировавшим проект на прочность. Однако до триумфа стартапу было далеко. Эксперты не скрывали своего одобрения, но после красочной презентации завалили Wishop вопросами и уточнениями о цене привлечения клиента. Мария Байракова (и в этом ее поддержали остальные) советовала пересмотреть слишком оптимистичные показатели, а Андрей Головин рекомендовал проверить новые расчеты на конкурентном продукте. А пока участники команды будут переделывать финансовые прогнозы, Катерина Умнова посоветовала им заодно заняться юзабилити проекта.
   После окончания презентаций люди до последнего не расходились из аудитории, предоставленной Бизнес-инкубатором ГУ-ВШЭ.?Они продолжали общаться и искать новые и полезные знакомства для реализации своих проектов и идей. Хотя до следующего московского Startup Crash Test на RIW 2010 остался целый месяц, уже сейчас желающие могут предложить свой стартап для участия во «флэш-питче» или «краш-тесте», написав организаторам по адресу: sctmoscow@gmail.com.