VIII Красноярский экономический форум: Качество управления – на новый уровень

VIII Красноярский экономический форум: Качество управления – на новый уровень   Одним из главных событий экономической жизни минувшего февраля стал VIII Красноярский экономический форум. На этот раз в центре внимания его участников оказался поиск верных векторов инновационного развития России и «перезагрузка» посткризисной экономической политики. Тему форума организаторы обозначили как «Стратегия модернизации: новое качество управления». Проблема создания в стране модели управления, отвечающей задачам модернизации и перехода к инновационной экономике, и стала камнем преткновения основных дискуссионных площадок сибирского Давоса. А главным ньюсмейкером форума, безусловно, стал министр финансов Алексей Кудрин, всколыхнувший своим неожиданно критичным выступлением политическую и экономическую элиты России.

   Ряд заявлений выскопоставленного финансиста о слабости управления страной вызвал даже официальный протест «Единой России». В частности, министр говорил о том, что власти не хватает мандата доверия общества на проведение важных реформ, что вертикаль власти работает «по понятиям» и даже призвал к проведению справедливых и честных выборов. На критику незамедлительно отреагировал исполняющий полномочия секретаря президиума генсовета партии Сергей Неверов, высказавшись на сайте «ЕР»: «Вместо того чтобы заниматься реализацией экономической стратегии, министр финансов почему-то все время пытается спихнуть с себя решение этих вопросов, уходя от личной ответственности и переводя дискуссию на тему выборов».
   Нашлось немало тех, кто усмотрел в критическом тоне доклада политические амбиции Кудрина. Однако, если принять во внимание многоопытность и дальновидность министра (11 лет на посту), и все же более вдумчиво проанализировать его речь, подобные выводы напрашиваются в последнюю очередь. Наиболее правдоподобной версией появления столь резкой критики нынешней системы управления представляется желание Кудрина донести свои опасения по поводу возвращения нашей экономики к показавшим свою нежизнеспособность докризисным моделям. По мнению министра, в конечном итоге это приведет к невозможности государства выполнить взятые на себя финансовые обязательства на фоне стареющего населения и необузданного роста инфляции.
   С этой точки зрения логичным выглядит и «разнос» министром Кудриным сценария инновационного развития России, который подготовили его коллеги из Мин­экономразвития.
Как известно, ведомство Эльвиры Набиуллиной внесло в правительство два варианта прогноза социально-экономического развития страны — инновационный и консервативный. Согласно инновационному будут наращиваться госрасходы на науку, образование, здравоохранение. Что с точки зрения государственных перспектив на первый взгляд выглядит весьма соблазнительно.
   Однако с другой стороны инновационный?сценарий предполагает среднегодовой рост промышленного производства с 2011 по 2030 год в 4,1?%, увеличение оборота розничной торговли в среднем на 4,8?% в год. Чтобы все сошлось, правительству нужно будет сохранить дефицит бюджета в размере 2—3?% ВВП в 2015—2025 гг., а государственный долг при этом после 2025 года превысит 30?% от ВВП.?Кроме того, инновационный?сценарий ориентируется на рост цены на нефть до $100 за баррель до 2020 года.
   Такой прогноз и такие ориентиры Кудрина абсолютно не устраивают. Впрочем, министр сказал еще жестче — «не имеет права на жизнь». Он дал понять, что инновационным развитием при названных параметрах и не пахнет. Ведь расчет на $100 за баррель означает еще большее увеличение зависимости российской экономики от нефти.
   При этом министр призвал не ориентироваться на развитые страны, у которых в бюджете заложен госдолг еще больше российского. Они могут себе позволить и 60?% ВВП, сказал вице-премьер. А Россия этого позволить в силу своей сырьевой экономики не может. Максимум для РФ, по мнению Кудрина, это 30?%.
VIII Красноярский экономический форум: Качество управления – на новый уровень   «Нам придется его (прогноз) существенно переделать, поскольку, по сути, это еще боль шая зависимость от нефти и большие риски для макроэкономики, чем были до кризиса»,?— резюмировал Кудрин.
   Вообще, на форуме не раз звучал тезис о том, что привлекательность российской экономики для иностранных инвесторов чаще основана на сырьевых факторах роста, а не инновационных. С этим соглашались и российские бизнесмены. Отвечая на вопрос, «чем будет прирастать Россия?», 52?% участников форума назвали hi-tech, а 48?% — сырье.
   Генеральный директор Российской венчурной компании (РВК) Игорь Агамирзян, говоря о необходимости развития инновационной инфраструктуры, вынужден был сделать вывод, что Россия хоть и вошла в глобальную экономику, но каким-то «не тем местом».
   И все же, как отметил Алексей Кудрин, восьмой КЭФ удался. «Я услышал конкретные предложения, которые в ближайшее время мы проработаем в правительстве РФ.?Были подняты многие актуальные вопросы. Это касается и азиатского вектора, благодаря которому мы можем существенно улучшить инвестиционный климат страны. Многое необходимо сделать и в области энергетики, в том числе доработать тарифы и сам рынок. Серия рассмотренных вопросов касалась разделения полномочий федеральных и региональных властей. Надо больше доверять территориям. На этот счет я планирую дать ряд поручений уже в ближайшее время»,?— заявил министр.

   Заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов провел пленарную дискуссию, на которой были подведены итоги двухдневной работы секций и «круглых столов» VIII Красноярского экономического форума. Модераторы восьми дискуссионных площадок КЭФ рассказали о результатах проведенных обсуждений, выявленных проблемах, предложили конкретные пути их решения.

   Модератор секции «Новая роль — новая ответственность институтов развития в посткризисный период», первый заместитель председателя Внешэкономбанка Анатолий Тихонов заявил о том, что, по общему мнению участников «круглого стола», существует острая необходимость присутствия государства в различного рода бизнес-проектах. «Причем, бизнес не просит денег. Ему нужны гарантии, страхование от рисков, которые вполне могут взять на себя государственные органы власти»,?— подчеркнул Анатолий Тихонов.
   Генеральный директор ОАО «РВК» Игорь Агамирзян, модератор дискуссии «Инновационная инфраструктура», рассказал об идее «инновационного лифта», родившейся в ходе обсуждения. А именно — о государственной поддержке инновационной инфраструктуры через институты развития. Этот фактор можно рассматривать как непременное условие оптимизации процессов интеграции России в глобальную экономику.
   На «круглом столе» «Современные механизмы управления: информационное общество» обсуждались вопросы предоставления услуг в современных форматах, с использованием цифровых технологий. Модератор секции, руководитель Аналитического центра при Правительстве РФ Алексей Макушкин обратил внимание на проблемы информатизации в управленческих структурах, в первую очередь, на уровне органов местного самоуправления. Внедрение информационных технологий в муниципалитетах пока идет слишком медленно.
   Управляющий партнер московского офиса McKinsey & Company Ермолай Солженицын рассказал об итогах работы секции «Внешние рынки Сибири: взгляд на Восток». Участники дискуссионной площадки сошлись во мнении, что сибирякам следует быть более скоординированными и активными в области выработки стратегии по отношению к странам Азиатско-Тихоокеанского региона. «Увеличение инвестиционных потоков, культурное сотрудничество, контакты в сфере высшего образования, единый план развития инфраструктуры (порты, дороги) — именно так, к взаимной выгоде, Азия через Сибирь сможет прийти и в Россию»,?— сказал Е. Солженицын.
   Проблемам сырьевого сектора российской экономики были посвящены дискуссионные площадки «Модернизация нефтегазового сектора» и «Пути модернизации угольной отрасли». Модераторы — директор Института нефти и газа СФУ Николай Довженко и заместитель губернатора Кемеровской области Дмитрий Исламов — поделились схожими проблемами ключевых российских отраслей: необходимость увеличения доли отечественных разработок в программах модернизации и обновления фондов, развития трудовой мобильности населения страны, создания межрегиональных обучающих центров профессиям нефтяника и горняка.
   В опросы энергоэффективности и энергосбережения обсуждались на секции, модератором которой выступил генеральный директор «CleanTech Инкубатор» Сколково Вадим Куликов. Он отметил, что пока население очень слабо информировано о механизмах реализации закона об энергосбережении. Вторая проблема — налаживание контактов между генераторами инновационных идей и инвесторами в лице крупных генерирующих компаний.
   Модератор дискуссии «Проекты регионов в развитие модернизации», заместитель председателя Законодательного собрания Красноярского края Алексей Клешко от имени участников секции представил план «региональной прописки модернизации». «Институты развития занимаются, в основном, крупными игроками,?— сказал Алексей Клешко.?— И порой мы видим слабое внимание федерального центра к инициативам в области модернизации на местах. Эту проблему можно решить, создав некие постоянные центры по обмену перспективными проектами. Мы хотим, чтобы голос инициаторов был услышан».
   Мнения и предложения участников?дискуссионных групп будут учтены в итоговой резолюции VIII Красноярского экономического форума.