Бизнес включился в бюджетный процесс

Бизнес включился в бюджетный процесс[/i] Бизнес хочет напомнить населению, кто формирует доходы бюджета
[/i] Льготная арифметика
[/i] Материнский капитал можно будет потратить на бизнес

Объясняя населению, как и кем расходуется бюджет, правительство уделяет слишком много внимания расходам и забывает рассказать про доходы, которые дает бизнес, жалуются предприниматели. Подобная финансовая безграмотность опасна, но быстро ее не преодолеть, констатируют эксперты.

Вчера в Белом доме обсуждали «бюджет для граждан» — упрощенный вариант главного финансового документа страны, изложенный на неформальном и доступном для широкого круга граждан языке. Впервые его проект Минфин опубликовал в октябре, а уже со следующего года правительство намерено вносить его в Госдуму вместе с основным проектом бюджета в качестве блока последнего.

Этот совместный проект Минфина и «открытого правительства» поможет властям объяснять населению и бизнесу свои решения в экономике («понимать, куда мы движемся») и получить обратную связь от предпринимателей, уверял на вчерашнем заседании «открытого правительства» министр финансов Антон Силуанов. «Это источник мониторинга исполнений решений правительства, контроль со стороны граждан, — отметил министр. — Бизнесу очень важно понимать, на основании какого принципа формируются объемы ассигнования, проект должен показать ему процедуры, приоритетные направления расходования средств».

Расходы — важная часть бюджета, но не единственная, подчеркивает вице-президент «Деловой России» Николай Остарков. По его словам, в проекте необходимо отразить и доходную часть, «показать, что есть и реальная экономика, которая платит налоги, — крупный и средний бизнес». С бизнеса нельзя брать больше определенной цифры, иначе он уйдет в тень. Это главное, что гражданам нужно объяснить, уверен г-н Остарков. «Население понятия не имеет, какие платит налоги, все это лежит на предприятиях, поэтому люди и не чувствуют себя в полной мере гражданами и ничего не требуют с государства, а это опасно», — поясняет он.

Наполнение и расход бюджета и правда стоит в самом конце списка интересов россиян, соглашается вице-президент Левада-Центра Алексей Гражданкин. «В сентябре этого года принятие бюджета волновало 3—4% населения. Это сложно и непонятно, поэтому неинтересно. Привлечь внимание доступным изложением — это инициатива правильная. Не сразу, но люди научатся считать и осваивать финансовые инструменты. Но это задача на будущее, на несколько лет, ожидать быстрого эффекта не стоит», — считает социолог.

В бизнес-сообществе сетуют, что эффективного диалога между властью и бизнесом пока либо нет вообще, либо он идет только по узким направлениям, и надеются, что «бюджет для граждан» исправит ситуацию. «У финансового блока правительства нет представления о происхождении налоговой базы, все цифры налогов и сборов, которые платит бизнес, взяты с потолка, принимались не в диалоге с нами и не имеют под собой никаких оснований», — недоумевает г-н Остарков.

Бюджет — очень емкий документ, и, чтобы в нем разобраться, нужны специальные знания, объясняет необходимость народной версии бюджета вице-президент «ОПОРА России» Николай Николаев: «Сведенный воедино доступный для понимания документ будет способствовать налаживанию диалога между бизнесом и властью, этот проект позволит привлечь больше предпринимателей. Сейчас идет только очень детальная, персонифицированная работа с конкретными министерствами на уровне экспертных сообществ. Комплексно всех охватить сложно».

Министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов уверен, что более активно «бюджет для граждан» заработает в следующем году, когда будет запущен проект электронного бюджета с системой классификации, позволяющей каждому гражданину в онлайн-режиме смотреть расходы федерального бюджета.


Дополнительные материалы: Потолок для госзакупок пока останется низким

Лимит для проведения аукционов для федеральных заказчиков необходимо увеличить со 150 млн до 3 млрд руб. С таким предложением на вчерашнем заседании Белого дома глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву. «Для федералов, мне кажется, лимит для стройки, когда они уходят с аукционов на конкурсы, это очень маленькая величина. Для Министерства обороны, для Министерства тра нспорта и для всех других наших крупных заказчиков 150 млн руб. — это ничто. Детский садик стоит больше, чем 150 млн руб... Поэтому я хотел бы попросить вернуться к предложению Министерства финансов и сделать для федералов таким лимитом 3 млрд руб. Чтобы все, что выше 3 млрд, шло на соответствующие конкурсы. Все, что ниже, — на аукционы», — попросил г-н Артемьев. Первый вице-премьер Игорь Шувалов, в свою очередь, отметил, что пока решено оставить планку в 150 млн руб., но если в следую- щем году появятся возможности для расширения лимита, к этому вопросу вернутся.

Заседание правительства было посвящено введению со следующего года Федеральной контрактной системы (ФКС), которая должна заменить скандальный закон о госзакупках (94-ФЗ). Новый закон о ФКС не является идеальным, но системнее прежнего, он позволит успешнее противодействовать коррупции, отметил Дмитрий Медведев. Министр по вопро- сам «открытого правительства» Михаил Абызов напомнил, что возможная экономия бюд- жетных средств от введения ФКС в ближайшие три года может составить до 700 млрд руб.