Минфин разработал план деофшоризации российской экономики

Минфин разработал план деофшоризации российской экономики[/i] Минфин предлагает гражданам информировать ФНС о своем имуществе
[/i] ФНС сократит бумажный документооборот
[/i] ФНС сократит бумажный документооборот

РБК daily ознакомилась с проектом плана Минфина по деофшоризации российской экономики. После его воплощения в 2014 году бизнесменам придется платить налоги с дивидендов по российским ставкам, искусственное занижение сумм сделок потеряет финансовый смысл, а аудиторы будут вынуждены делиться клиентской информацией с налоговиками.

Бороться с уклонением от уплаты налогов через офшоры в послании Федеральному посланию в декабре прошлого года призвал Владимир Путин. «В прошлом (2012-м. — РБК daily) году через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 млрд долл. — это пятая часть всего нашего экспорта», — обозначил он цену вопроса. В январе для борьбы с «офшоризацией российской экономики» Минфин разработал план из 21 пункта (есть в распоряжении РБК daily).

Документ предусматривает, что к июню 2014 года в Белый дом поступят законопроекты (в основном поправки в Налоговый кодекс), которыми вводятся три новых понятия — «налоговое резидентство организаций», «фактический получатель (собственник) дохода» и «контролируемые иностранные компании». Последний законопроект даст возможность получать с российских компаний налог на прибыль, который ранее перечислялся «дочкам» в офшорах.

Введение понятия «налоговое резидентство организации» в первую очередь позволит отследить те компании, у которых нет постоянного представительства в России. «В основном это финансовые структуры и холдинги. Точной статистики по ним нет, но есть четкая тенденция: офшорные элементы проявляются уже и на уровне средних компаний, не говоря о крупных компаниях. Причем часть из них используют офшорные схемы «по памяти 1990-х годов», — рассказал партнер PWC Михаил Филинов.

Удар по офшорным компаниям, управляемым из России, но не уплачивающим налоги в российский бюджет, будет сильнее, если НК пополнится не только принципом «налогового резидентства», но также и отдельными понятиями — «место управления», «место центрального управления и контроля» и «место эффективного управления», считает партнер компании EY Владимир Гидирим.

Понятие о «фактическом получателе (собственнике) доходов» позволит не применять пониженные ставки по процентам, дивидендам и роялти в соглашении о двойном налогообложении в том случае, когда «получатель» является всего лишь агентом, а не фактическим получателем дохода, говорит управляющий партнер «Deloitte, СНГ» Геннадий Камышников.

В налоговом законодательстве уже есть понятие лица, имеющего фактическое право на доход, но это не то же самое, что и «бенефициарный собственник» в экономическом смысле. «Российский бизнесмен может стоять над российским заводом, за слоями офшорных компаний, и экономически — он бенефициарный собственник завода, — объясняет Михаил Филинов. — Но одновременно кипрский холдинг, который получает дивиденды от завода, может быть «лицом, имеющим фактическое право на доход», если он будет, например, реинвестировать полученные дивиденды в другие заводы, а не перераспределять далее по офшорной цепочке».

Уже сейчас Россия требует, чтобы иностранная компания, которая применяет налоговую льготу к доходу из России, была его «бенефициарным собственником». Это прописано в соглашениях об избежании двойного налогообложения. «Если в дополнение к этому в законодательстве появятся четкие правила того, что подразумевается под «бенефициарным собственником», может наступить большая ясность. С другой стороны, правила могут быть прописаны слишком сурово, что погубит и абсолютно легальные и честные схемы, не имеющие своей целью уход от налогообложения», — добавляет г-н Филинов.

Еще одно предложение Минфина — обнулить планку по суммарному критерию для признания сделок контролируемыми, если одна из сторон сделки или ее бенефициар зарегистрированы в офшоре (сейчас суммарный критерий — 60 млн руб.). Соответствующий законопроект может быть разработан также к июню. Он откроет ФНС возможность контролировать любые внешнеэкономические сделки. «Когда был введен барьер доходов по сделкам с офшорными компаниями, постепенно снижающихся до текущих 60 млн руб., на рынке появились предложения по дроблению бизнеса, финансовых п отоков офшорных компаний, чей доход превышал 60 млн руб. Сейчас правительство пытается поймать доход, убегающий из сферы трансфертного ценообразования», — объясняет руководитель налоговой практики Baker Tilly Tax Services Рустам Вахитов. Он считает, что эта инициатива разумная, но в краткосрочной перспективе не стоит ждать значимого увеличения отчислений в бюджет — прежде всего потому, что у ФНС не хватит ресурсов для обработки такого большого массива данных.

В ФНС РБК daily пояснили, что не комментируют налоговую политику Минфина.

Упоминает ведомство Антона Силуанова и о своей давней идее расширить доступ налоговиков к сведениям «аудиторской тайны» (или аудиторским документам, связанным с налогообложением обслуживаемой организации). Соответствующие поправки в Налоговый кодекс, которые позволяют получать от аудиторов конфиденциальную информацию о налогоплательщиках, Минфин готовил ранее. Приступить к реализации законопроекта планируется в октябре 2014 года. Возможно, Минфин таким образом пытается избежать применения «агрессивных налоговых схем» (одна из разновидностей схем по уклонению уплаты от налогов), в некоторых странах есть порядок по их раскрытию, говорит сотрудник одной из аудиторских компаний.

Получить оперативный комментарий от Минфина не удалось.