Как «Лукойл» назначил «своего» замминистра энергетики Павла Сорокина

Известный факт: для того, чтобы посадить своих людей на ключевые посты, российские чиновники используют все возможные ресурсы.

Недавно появилась информация о том, что одним из таких «назначенцев» стал новый замминистра энергетики России Павел Сорокин, получивший высокий пост в результате победы в прокремлевском конкурсе «Лидеры России», инициированном замглавы кремлевской администрации Сергеем Кириенко.

Теперь господин Сорокин отвечает за вопросы импортозамещения, СРП-проектов, нефтегазохимии, трубопроводного транспорта, добычи и переработки нефти и газа. Также к Павлу Сорокину перешли задачи налоговой политики в нефтегазовой отрасли,

Однако, как оказалось, далеко не все так просто с господином Сорокиным.

Неожиданно выяснилось, что заместителем министром энергетики он стал вовсе не благодаря талантам и победе в конкурсе, а вследствие своего непосредственного участия в финансово-нефтяных операциях Российского энергетического агентства (РЭА).

Для тех, кто не в курсе - Павел Сорокин до прихода на пост замминистра возглавлял Аналитический центр ФГБУ Российского энергетического агентства (РЭА).

А РЭА - это своего рода «общак» Минэнерго – структура, которая не является государственным органом, но тем не менее распоряжается огромными деньгами и распределяет средства для министерства. Через РЭА проходят все финансовые операции Минэнерго.

Павел Сорокин родился в 1985 году, окончил Плехановскую академию в 2007 году. Начал карьеру молодой и талантливый Сорокин очень хорошо – уже с 2005 года работал в Ernst&Young. В 2007-2010 вице-президент UniCredit Markets & Investment Banking, в 2010-2012 – глава аналитики по нефти и газу в Альфа-банке, до 2015 года – успешно работал также в аналитике нефтегазовой отрасли в Morgan Stanley.

Но потом Сорокин вступил на путь сотрудничества с Минэнерго, переместившись в Российское энергетическое агентство.

СМИ, кстати, ранее неоднократно писали о скандалах в РЭА – увольнении и посадках генеральных директоров и топ-менеджеров агентства, неразумных растратах бюджета, невыполнении обязательств по запуску мегапроекта ГИС ТЭК.

При этом заслуживает внимания факт, что многие сотрудники Минэнерго зарегистрированы параллельно как сотрудники РЭА и получают зарплату именно в РЭА - миллионы рублей, тогда как в качестве госслужащих их зарплаты насчитывают десятки тысяч рублей.

Кроме «доплат» министерским, РЭА ведает более масштабными финансовыми операциями. Но самое интересное – это, конечно, «отмывочные» дела агентства, в которых оно весьма и весьма преуспело.

Например, известнейшая, раскрученная в 2015-2016 годы и завершившаяся только в 2017 году сделка России и Ирана «нефть в обмен на товары». Изначально, когда речь шла об обмене на фоне западных санкций к Ирану, Россия могла получить гораздо больше выгоды от этой сделки. В тот момент, когда с Ираном никто из крупнейших развитых стран не сотрудничал, Иран был готов продавать нефть за копейки.

Вот когда к этой золотой жиле собирался припасть министр энергетики Александр Новак – по его схеме, поставки нефти должны были идти через специально созданного «российского трейдера», как он неоднократно заявлял в СМИ. Этим трейдером должно было стать РЭА, а значит и бенефициаром поставок всех иранских баррелей в Россию.

Тогда министр регулярно ездил в Иран со своей делегацией из РЭА, в том числе со своим кумом - генеральным директором агентства Анатолием Тихоновым, бывшим первым зампредом ВЭБа.

Тихонов – крестный дочери Новака Алины. А Новак, в свою очередь, крестный дочери Тихонова, которая совершенно случайно является сотрудницей Минэнерго и «работает» в секторе электроэнергетики. Как видно, ключевые фигуры в Минэнерго очень крепко и тесно повязаны. Прямо так, на энергетическом уровне…

Не удивительно, что с конца 2015 года, когда начались переговоры по взаимодействию России со странами ОПЕК по ограничению добычи нефти (сделка ОПЕК+), Павел Сорокин фактически выполнял функции помощника главы Минэнерго Александра Новака.

Еще об одной «кормушке» РЭА и Новака ранее писал журнал Forbes. Так, в 2015 году компания «Башнефть» добыла 19,9 млн т нефти, из которых на экспорт ушло 6,7 млн т. По данным Forbes, больше половины отправленной на экспорт нефти (3,8 млн т) прошло через двух малоизвестных нефтетрейдеров Normeston и Concept Oil.

Интересующая нас компания Concept Oil работает в основном с небольшими нефтяными компаниями («Каюм Нефть», «Колванефть», «Дулисьма», «Негуснефть», ИНК), но на «Башнефть» приходится 21% поставок трейдера на экспорт, подсчитал Forbes.

Как следует из материалов судебных разбирательств Concept Oil - основным акционером компании является Михаил Зелигман.

«Зелигман - латыш по национальности. В 2003 году создал Concept Oil для поставок нефти и нефтепродуктов в Европе, России и странах СНГ, включая Казахстан, где он построил сеть хороших бизнес-контактов». В том числе отношения с российской нефтекомпанией «Лукойл», - ссылается Forbes на материалы суда.

Тогда же Forbes выяснил, откуда у Concept Oil могут быть «близкие связи с Минэнерго».

«По бумагам, конечно, никаких бенефициаров - чиновников Минэнерго найти не удастся», - уточнил один из источников Forbes. - Прямое владение совсем не обязательно. В подобных компаниях есть те, кому «отчисляют» долю прибыли и «заносят». Люди при должности действуют через близких доверенных лиц».

В Минэнерго данную информацию, естественно, не комментируют, да и не будут. Кому нужно раскрывать свои схемы? Если только следствие заинтересуется? Да и папа у Павла Сорокина - Юрий Алексеевич Сорокин – по нашей информации, очень давно дружит с одним из вице-президентов «Лукойла», и очень уважаемый человек в нефтяных кругах.

И в качестве заключения…

Буквально на днях «Лукойл» запустил Кандымский газоперерабатывающий комплекс в Узбекистане. На церемонии запуска присутствовали глава компании Вагит Алекперов, президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев, министр энергетики Александр Новак и его новый заместитель – Павел Сорокин. А ведь по протоколу Сорокина там быть не должно. Тем более, что он не отвечает за международные проекты.

Вскоре выяснилось, зачем Сорокина пригласили на «перерезание ленточки» господа из «Лукойла». По нашей информации, возвращаясь из Узбекистана, по пути из Бухары в Москву, Вагит Алекперов в самолете обратился к Павлу Сорокину, чтобы тот увеличил ежеквартальную прокачку нефти через «Козьмино» на 100 тысяч тонн.

Эксперты говорят, что теперь нужно внимательно следить за увеличением прокачки нефти «Лукойла» в премиальных направлениях, в том числе - и через нефтепорт «Козьмино» в Находке.





https://www.venture-news.ru/ipo-news/64680-mozhno-li-vyigrat-v-kazino-vsya-pravda-kotoraya-shokiruet-kazhdogo.html