Проверено вторичное использование электромобильных батарей

Через несколько лет работы аккумуляторы для гибридов и электромобилей теряют приличную часть ёмкости и мощности, так что нуждаются в замене. Но при этом они способны ещё много лет проработать в роли стационарных накопителей, утверждают американские инженеры.

Современные литиево-ионные батареи, такие как применяемые на Chevrolet Volt, стоят немало, порядка $10 тысяч. При этом вольтовские аккумуляторы обладают гарантией на 160 тысяч км и 8 лет — рекорд для электромобильных батарей.

И всё же свойства батареи за эти годы заметно ухудшаются. Через 8-10 лет её нужно будет менять. А что делать с ней дальше, не вполне ясно. Выбрасывать теоретически ещё работоспособный аккумулятор расточительно, но и разборка для утилизации ценных материалов — тоже стоит денег. Между тем, по оценке экспертов, такой использованный в автомобиле аккумулятор может прожить в качестве стационарного ещё лет 15!

Собранные вместе, снабжённые инвертором и сетевым фильтром 5-10 аккумуляторов от электромобиля Chevrolet Volt могут обеспечить несколько коттеджей или небольшой магазин (офис, промышленный объект) резервным питанием во время аварийных отключений на несколько часов. А 33 батареи для гибрида способны послужить буферным накопителем электричества для 50 домов и смогут питать их без поддержки сети целых четыре часа.

Такая система может заряжаться во время спада потребления энергии, а выдавать мощность во время пика. Это было бы выгодно и клиентам и энергетикам, поскольку сглаживало бы нагрузки. Кроме того, наборы снятых с машин старых батарей могли бы устранять неравномерности в выработке энергии на ветровых и солнечных электростанциях.

О стационарном применении старых аккумуляторов для электромобилей специалисты говорили давно, но вот теперь компания General Motors объявила о тесте такой системы. В кооперации с ABB Group концерн GM построил прототип установки резервного питания на базе вольтовской тяговой батареи.

Тесты в лаборатории показали работоспособность конструкции. Следующий шаг — построение прототипа большей ёмкости и подключение его к реальной сети и реальным потребителям.

Увы, экономическая сторона проекта пока не проработана. Должны ли автопроизводители выкупать старые батареи у владельцев электрокаров и гибридов или лучше сразу сдавать тяговые батареи в аренду, чтобы в конце гарантийного срока просто вернуть их себе для направления на «новую службу»?

Первые использованные батареи от тех же Chevrolet Volt в массовом порядке начнут появляться только через 8-10 лет. Если к тому времени стоимость новых литиевых аккумуляторов заметно упадёт, бизнес-идея возврата старых батарей будет поставлена под сомнение.

В общем, вопросов много. Но, памятуя о загрязнении планеты всевозможным мусором, замысел с новым местом работы старых аккумуляторов заслуживает внимания.