Счетная палата поставила диагноз отечественной космической отрасли: неэффективность и "коллективная безответственность"

Счетная палата поставила диагноз отечественной космической отрасли: неэффективность и "коллективная безответственность" Счетная палата поставила диагноз отечественной космической отрасли: неэффективность и "коллективная безответственность" Счетная палата поставила диагноз отечественной космической отрасли: неэффективность и "коллективная безответственность" Счетная палата поставила диагноз отечественной космической отрасли: неэффективность и "коллективная безответственность"

Счетная палата в отчете об эффективности расходования средств на отечественную космонавтику сформулировала, почему случаются такие серьезные аварии вроде неудачного пуска ракетоносителя "Протон-М" с тремя спутниками ГЛОНАСС.

"Фактически сложилась система коллективной безответственности за формирование и реализацию государственной политики в данной сфере, следствием которой явился кратный рост расходов, сроков НИОКР и формирования группировок космических аппаратов при крайне низком уровне их эксплуатационно-технических характеристик и растущей аварийности", - описывают состояние отечественной космонавтики государственные аудиторы на сайте Счетной палаты.

В качестве "симптомов" упадка аудиторы приводят следующие примеры. "Количество запущенных на околоземную орбиту космических аппаратов в 2010-2012 годах оказалось существенно ниже необходимого и составило 47,1 процента от плановых показателей", - подсчитали в Счетной палате.

- [b]После падения "Протона" Рогозин объявил о реформе: "Больше так не будем"[/b]
- [b]В крушении "Протона" разглядели системные проблемы российской космонавтики и шанс для Запада[/b]

"Несмотря на то что затраты на создание и поддержание в работоспособном состоянии отечественных спутников в четыре раза превышают зарубежные стандарты, отмечается крайне низкий уровень их эксплуатационно-технических характеристик и растущая аварийность, - продолжают перечислять проблемы аудиторы. - В результате в России нет национальной системы космических метеонаблюдений, только отдельные спутники, а метеорологическую информацию в нашей стране получают с зарубежных спутников".

[b]Беспрецедентный случай в истории: "Ангару" в России создают 20 лет

Впрочем, проблемы кроются не только в расточительности, но и в неспешности работы. "С 1992 года, беспрецедентный в мировой практике срок - более двадцати лет - "ГКНПЦ им.М.В.Хруничева" разрабатывается группа носителей типа "Ангара". По существу, средства, вложенные в проект за два десятилетия, многократно подняли цену этого, пока еще не готового носителя", - говорится на сайте госаудиторов.

Еще одна проблема - это непрозрачность космической деятельности и работа с невыгодными посредниками: "Услуги по коммерческим запускам космических аппаратов в интересах зарубежных заказчиков, которые оказывались совместными предприятиями с долей участия в них российских организаций, предоставлялись без согласования с Роскосмосом, что создавало конкурентную среду, в которой даже относительно недорогие по сравнению с зарубежными аналогами российские средства выведения тяжелого и среднего класса, позволявшие доминировать в начале XXI века на международном рынке пусковых услуг, не позволили ФГУП "ГКНПЦ им. М.В.Хруничева" и ОАО "РКК "Энергия" избавиться от убыточности деятельности".

При этом у Роскосмоса есть ресурс повышения доходов: "Поставки российских двигателей для космических ракет осуществляются через совместное российско-американское предприятие RD Amross, где и оседает значительная часть прибыли, так необходимой для развития космической отрасли".

Но, вероятно, самая большая проблема - это отсутствие ответственных за сл ожившуюся ситуацию. "Роскосмос, выполняющий функции заказчика, производителя, а иногда и оператора космических систем фактически не отвечает ни за сроки, ни за выполнение задач этими системами", - поясняют в Счетной палате.

Кстати, проверка, которая, вероятно, началась задолго до аварии с "Протоном-М", выявила и проблемы этого пуска. "Роскосмос относится к числу наиболее крупных и наименее дисциплинированных заказчиков, откровенно игнорирующих требования законодательства и лучшие практики в сфере государственных закупок. Материалы проверок Счетной палаты и Минэкономразвития России свидетельствуют о заключении Роскосмосом особо крупных контрактов (на сумму более 1 млрд рублей) без... обязательной процедуры общественного обсуждения, включая заказ на изготовление ракеты-носителя "Протон-М" для незастрахованного и неудавшегося запуска КА системы ГЛОНАСС".

2 июля 2013 года ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком ДМ-03 и тремя российскими навигационными космическими аппаратами "Глонасс-М", стартовавшая с Байконура, упала на первой минуте старта. Причиной падения, по предварительным данным, стал отказ двигателя первой ступени.

Это далеко не единственная авария последних лет. В 2012 году эксперты в российской космической отрасли оценили ущерб от неудачных запусков Роскосмоса за три года в 27 миллиардов рублей. В частности, речь шла о падении в 2010 году в Тихий океан трех спутников "Глонасс-М", потере спутника связи "Экспресс-АМ4", корабля "Прогресс М-12М", а также станции "Фобос-Грунт" в 2011 году и аварии 7 августа 2012 года, когда из-за сбоя в работе разгонного блока "Бриз-М" нештатно закончился запуск ракеты-носителя "Протон-М", напоминает РИА "Новости".

Напомним, одной из первых аварий в череде крупнейших неудач последних лет стала потеря спутников ГЛОНАСС в Тихом океане в 2010 году.