Минпромторг нащупал точку роста экономики

Минпромторг нащупал точку роста экономики

Продажи новых автомобилей падают, автокредитование замирает, рабочие места на производстве сокращаются, в экономике вновь чувствуется похолодание. Все эти проблемы решит запущенная в июле программа субсидирования автокредитования, надеется замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов. Приятным бонусом в ближайшие пару-тройку лет станет выход отечественного авторынка на первое место в Европе по объему продаж.

Минпромторг возвращается к зарекомендовавшим себя антикризисным мерам поддержки экономики. Ведомство перезапустило программу субсидирования, эффективно работавшую в 2009—2010 годах. «Рынок начал показывать отрицательную динамику, и в ответ на это мы решили вернуться к теме стимулирования спроса», — пояснил причины обращения к испробованному механизму Алексей Рахманов. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за первое полугодие российский авторынок показал падение на 6%. Чиновник готовится к снижению продаж по итогам года на 2—4% (аналитики АЕБ предсказывают 5%), но надеется, что благодаря запуску программы удастся выйти в ноль.

Впрочем, основная цель министерства не поддержка автопродаж и не наращивание банками своих кредитных порт­фелей. «Эта программа — не льгота автопрому, это льгота в первую очередь нашим потребителям», — заверил чиновник. Согласно условиям субсидирования, средняя стоимость автокредита, полученного в рамках программы, будет на 5,5 процентного пункта ниже среднерыночной. «Большинство первоклассных клиентов получают заем под 15—16% годовых, значит, с учетом программы стоимость ссуды для них составит 9—10%», — подсчитал Алексей Рахманов. При этом он надеется, что будут предложения и с более низкими ставками. Чиновник подчеркнул, что для каждой категории заемщиков ведомство просит банки давать средние ставки за предыдущие периоды, чтобы «не играть в игрушку под названием «Дайте банкам заработать больше».

По мнению замглавы Минпромторга, программа поддер­жит и рынок труда. «Не будем забывать, что одно рабочее место на сборочном конвейере обеспечивает от восьми до 16 рабочих мест в смежных областях — сервисе, продажах, логистике и так далее. Если мы действительно верим в то, что программа бюджетно эффективна, то никаких сомнений в том, что это будет в конечном итоге выгодно всем гражданам и экономике в целом, у нас нет», — заключил г-н Рахманов.

Во что обойдется эта панацея бюджету, чиновник предпочел не разглашать, сославшись на «почти интимные» отношения с Минфином по этому вопросу. «У нас выстроен четкий и понятный мониторинг выдачи кредитов под бюджетные обязательства. Мы очень аккуратно будем следить за тем, как это происходит. И если увидим, что спрос низок, то анонсируем сворачивание программы». При этом бюджетных денег хватит как минимум до 1 апреля 2014 года, но программа может быть продлена и на весь следующий год. «Мы постараемся показать Минфину, что каждый рубль, вложенный в программу стимулирования спроса, возвращается в казну полутора-двумя рублями в зависимости от того, как это считать: от НДС, НДФЛ, налога на прибыль предприятий и так далее», — аргументирует чиновник.

Список банков, которые примут участие в программе субсидирования, формируется в режиме реального времени на сайте Минпромторга. В 2009—2010 годах число банков — участ­ников программы достигло ста. Пока их только шесть, но в Минпромторг ежедневно поступает по 10—15 звонков от желающих присоединиться к ним кредитных организаций, утверждает Алексей Рахманов. Первым банком, выдавшим такой кредит в этом году, стал «ЮниКредит». Вчера о старте подобного предложения объявил Сбербанк.

Стать партнером программы готов Росбанк, заявила РБК daily руководитель департамента маркетинга и банковских продуктов кредитной организации Лидия Каширина. Банки, не являющиеся участниками программы, рискуют потерять значительный сегмент потенциальных заемщиков, пояснила она. Выдать таких кредитов Росбанк хочет на уровне объемов прошлого периода — на сумму около 11 млрд руб. Готов принять участие в программе и Россельхозбанк.