Инновации для подводных сил специального назначения ВМФ России

Инновации для подводных сил специального назначения ВМФ России

Подразделения подводных сил специального назначения или сокращенно, подразделения морского спецназа были сформированы на постоянной основе в советском Военно-Морском Флоте в средине 50-х годов. До этого, в составе знаменитого ЭПРОНа – Экспедиции подводных работ особого назначения, созданной в средине 20-х годов, для выявления и подъема боевых кораблей и гражданских судов, затопленных в годы Первой мировой и гражданской войн, существовали отряды легких водолазов (боевых пловцов), предназначенных для разведки и охраны мест затопления боевых кораблей и гражданских морских судов.

В годы Великой Отечественной войны, боевые пловцы, в одиночку или в составе разведывательно-диверсионных групп, забрасывались в тыл противника для выполнения специальных заданий командования по разведке мест базирования боевых кораблей и совершения диверсий в акваториях противника.

В послевоенное время отряды боевых пловцов использовались не только для разведывательно-диверсионных действий в акваториях противника, но и для противодействия вражеским морским диверсантам в акваториях своих военно-морских баз. Необходимость охраны военно-морских баз и акваторий базирования флота была признана актуальной после диверсии на Черноморском флоте, в результате которой был взорван линкор «Новороссийск», доставшийся СССР при разделе флотов стран, потерпевших поражение во Второй мировой войне.

В настоящее время подразделения боевых пловцов используются для борьбы с подводно-диверсионными силами вероятного противника и дислоцируются на всех военно-морских базах, расположенных в акваториях российских территориальных вод, особенно там, где базируются боевые корабли и атомные подводные лодки с ядерным оружием на борту. Организационно, подразделения боевых пловцов входят, как в состав бригад морской пехоты, подчиненных штабам флотов, так и напрямую подчинены Управлению Военно-Морской разведки Главного штаба ВМФ России. Свыше пятидесяти лет назад, подразделения боевых пловцов, в профессиональной среде именуемых, – «дельфинами» – были сформированы и в Главном Разведывательном Управлении Генерального штаба Вооруженных сил.

В зависимости от подчиненности и выполнения боевых задач, подразделения боевых пловцов имеют различную экипировку, оборудование, подводное снаряжение и оружие. Однако, по отзывам ветеранов подразделений боевых пловцов, особенно тех, кто уцелел в подводных схватках и имел возможность оценить оружие, экипировку, оборудование и подводное снаряжение морского спецназа противника, в советском и российском морском спецназе имеет место серьезное отставание и недооценка внедрения технических новшеств, особенно, в подводной транспортировке по скрытной доставке людей и грузов в места осуществления подводно-диверсионных операций. При этом морской спецназ ВМФ России имеет подводное вооружение, не имеющее аналогов в мире.

О внедрении инноваций в систему подразделений подводных сил специального назначения по транспортировке людей и грузов в места осуществления подводно-диверсионных операций рассуждает председатель Оргкомитета гидроавиации России, капитан-флагман гидроавиации Петр Хомутовский.


Изучение боевого опыта подразделений советского, российского и иностранного морского спецназа, совершавших разведку и осуществлявших реальные подводно-диверсионные операции, - дает основание полагать, что там, где имеются любые водоемы, водные акватории и артерии в виде морей, озер, прудов и даже небольших рек, а также, систем канализации и водопровода – может быть осуществлено проникновение боевых пловцов на объекты разведки и диверсии.

Морским спецназом ВМФ СССР и России, участвовавшим в выполнении заданий командования во Вьетнаме, странах Ближнего Востока и Африки, особенно в Йемене, Сомали и в Анголе, а также, в странах Карибского региона и Латинской Америки широко использовались любые акватории и водные артерии для реального проникновения к объектам разведки и успешного осуществления заданий, невзирая на мощную охрану этих объектов.

Одной из основных проблем, которые возникают при выполнении заданий командования по проникновению на территорию противника и поиска объекта, предназначенного для осуществления диверсии, я вляется продвижение к объекту и разведка береговых подходов.

Морской спецназ использует для этих целей различные транспортные средства – скоростные катера, подводные лодки и различные средства подводного передвижения, как «мокрые», так и «сухие».

В частных беседах, по отзывам боевых пловцов, которые «намыкались» при продвижении на задания и возвращении с заданий, используя ласты и различные типы подводных скутеров, – мини–подводные лодки в морском спецназе ВМФ России, до настоящего времени, являются диковинкой, а специальные суда или корабли–носители малых подводных лодок для морского спецназа, находятся лишь в проектах.

В фильмах–сериалах о боевых пловцах, существует явный диссонанс – режиссеры показывают насквозь устаревшее оборудование, снаряжение и транспортные средства российских боевых пловцов, на фоне проявления ими чудес храбрости и находчивости в подводных схватках с боевыми пловцами противника.

Поэтому, возникает очень много вопросов к Управлению кораблестроения и морской техники Главного штаба ВМФ России. Это очень неудобные вопросы, которые, также, можно адресовать и Морскому научному комитету, а также Главкому ВМФ России.

1. Почему до настоящего времени не созданы и не осуществлены проекты настоящих «сухих», сверхмалых подводных лодок, которые ничем не отличаются от больших подводных лодок, в которых боевой пловец может пребывать до выхода на выполнение боевого задания и на которых не нужно пользоваться аквалангом?!

2. Почему до сих пор на вооружении доблестного морского спецназа ВМФ России находятся исключительно «мокрые» подводные скутеры и не имеется даже аппаратов, в которых боевой пловец, мог бы быть надежно защищен не только от нападения подводного «супостата», но и от обычных морских хищников-акул и дышать воздухом из бортовых баллонов?!

Такие подводные аппараты типа Акванта, авторами которых являются студенты бывшего Московского авиационного института, давно спроектированы и построены в России, но ВМФ России до сих пор не проявляет к этим средствам подводного передвижения никакого внимания.


Инновации для подводных сил специального назначения ВМФ России

Подводное средство передвижения типа Акванта

Уже более чем полвека, весь специфический мир подводного соперничества создает проекты сверхмалых подводных лодок для боевых пловцов-диверсантов, отличающихся, от атомных и дизельных субмарин, исключительно, размерами.

Даже для туристов, спроектированы и построены экскурсионные субмарины, одна из которых называется «Садко». В таком экскурсионном подводном аппарате можно удобно и безопасно производить погружения и путешествовать со всем мыслимым комфортом, без загубника во рту, без баллона на спине, в сухой одежде и без боязни встречи с челюстями акул.



Экскурсионная подводная лодка «Садко»

Инновации для подводных сил специального назначения ВМФ России


Инновации для подводных сил специального назначения ВМФ РоссииИнновации для подводных сил специального назначения ВМФ России

Инновации для подводных сил специального назначения ВМФ России

Экскурсионная подводная лодка «Садко» спроектирована и построена в ЦКБ МТ «Рубин», славящемся на весь мир своими атомными субмаринами. Однако, в создании подводных аппаратов для боевых пловцов сотрудники ЦКБ МТ «Рубин» – не преуспели и поэтому российские боевые пловцы, до сих пор, уходя на задания – «бултыхаются» в воде и выходят на берег в мокрой одежде, преодолевая массу неудобств и рискуя подорвать свое здоровье, в том числе.

Настоящий прорыв в своих изысканиях для подводных путешествий совершил Крыловский государственный научный институт (бывш. ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова). Сотрудниками и нститута предложена настоящая морская инновация для подводных погружений, – морское судно-носитель экскурсионной подводной лодки, которое предназначено для морских путешествий в прибрежных районах морей и океанов с погружением путешественников под воду на самоходном подводном аппарате.


Инновации для подводных сил специального назначения ВМФ России

Основные характеристики морского судна–носителя экскурсионной подводной лодки:


Длина наибольшая, м – 42
Ширина наибольшая, м 10
Дедвейт, т – 280
Вместимость пассажирского салона, чел. – 84
Дальность плавания, мили – до 500
Мореходность, баллы – до 5
Скорость хода, узлы – до 25
Экипаж, чел. – 9
Классификация – DNV


Инновации для подводных сил специального назначения ВМФ России

Основные характеристики подводного аппарата:


Длина, м – 19
Ширина, м – 3,2
Высота, м – 3,6
Водоизмещение, т – 80
Вместимость пассажирского салона, чел. – 40
Глубина погружения, м – 70
Скорость подводного хода, узлы – 3
Автономность, час. – 72
Экипаж, чел. – 2
Классификация – ABS

Инновации для подводных сил специального назначения ВМФ России

Анализ показывает, что этот круизно-пассажирский теплоход-носитель экскурсионной подводной лодки, который оборудован:


пассажирским салоном на 72 места
салоном на 40 мест для ожидания посадки в подводный аппарат
тремя каютами VIP
баром
багажными и санитарными помещениями
каютами для экипажа
системой кондиционирования воздуха
системой радио и ТВ вещания
устройством для буксировки подводного аппарата
компрессорной станцией
станцией зарядки аккумуляторов
станцией связи с подводным аппаратом
необходимым для мореплавания радионавигационным оборудованием
необходимым количеством спасательных средств
дежурной шлюпкой

При оснащении его соответствующими комплексами вооружения типа «Кортик», либо зенитно-ракетным артиллерийским комплексом типа «Каштан – М», может быть без проблем трансформирован во вспомогательное судно ВМФ России, предназначенное для переброски боевых пловцов к местам выполнения боевых заданий командования.


Инновации для подводных сил специального назначения ВМФ России

Зенитно-ракетный артиллерийский комплекс типа «Каштан – М»

Также, такое судно при оборудовании его самолетом-амфибией с шасси на воздушной подушке может стать реальной альтернативой военным кораблям, которые применяются для патрулирования в Индийском океане при борьбе с пиратской угрозой.


Инновации для подводных сил специального назначения ВМФ России

То же касается и оружия – даже в средине второго десятилетия ХХI века, подводные диверсанты и разведчики при выполнении боевой задачи иногда вынуждены тащить на себе несколько типов оружия и боеприпасов – пистолетов и автоматов, как подводных, так и обычных. А ведь еще в 1975 году принят на вооружение и до сих пор не имеет зарубежных аналогов АПС - автомат подводный специальный. АПС позволяет делать короткие (3–5 выстрелов) и длинные (до 10 выстрелов) – очереди и вести одиночный огонь, как под водой, так и на поверхности. Пуля-игла имеет калибр – 5,66 мм, длина пули-иглы – 155 мм.


Инновации для подводных сил специального назначения ВМФ России

АПС - автомат подводный специальный

Это идеальное вооружение для подводного аппарата типа Акванта, двигающегося под водой со скоростью свыше 3 узлов (6 км/час).

Но недавно из Тулы пришла сенсационная новость о том, что Тульское конструкторское бюро приборостроения создало оружие, которое может поражать противника, как в подводном положении, так и на поверхности. Называется это чудо-оружие для боевых пловцов – АДС – автомат двухсредный специальный. Хотя справедливости ради, это оружие необходимо назвать – АВТОМАТ ГРЯЗЕВА – АГ – в честь выдающегося, к сожалению, ныне покойного, конструктора-оружейника – Василия Петровича Грязева, который предложил идею и общую конструкцию АДС.

По словам Юрия Амелина, начальника отделения Центрального конструкторского исследовательского бюро спортивно-охотничьего оружия (ЦКИБ СОО), одного из создателей АДС, идею Грязева сумели сделать и довести до опытной эксплуатации ученики и сослуживцы Грязева по ЦКИБ СОО.


Инновации для подводных сил специального назначения ВМФ России

АДС – автомат двухсредный специальный

В конструкции корпуса автомата АДС нашло широкое применение пластмасс. Общая компоновка механизмов с газоотводной автоматикой, запиранием ствола выполнена поворотным затвором и выбросом стреляных гильз вперед через короткую трубку, проходящую справа от ствола к заднему основанию рукоятки для переноски оружия. В конструкцию газоотводного механизма был введен переключатель режимов окружающей среды "вода/воздух", а элементы конструкции автомата пересмотрены с учетом обеспечения использования автомата в воде. Автомат допускает стрельбу как обычными патронами калибра 5.45х39 (7Н6, 7Н10, 7Н22 и др.), так и подводными 5.45 ПСП путем установки магазинов с соответствующими патронами и переключения регулятора газоотводного механизма. Питание обоими типами патронов осуществляется из штатных магазинов от автоматов АК-74.

Под стволом автомата АДС установлен интегральный 40-мм подствольный гранатомет, стреляющий гранатами типа ВОГ-25. Управление стрельбой гранатомета осуществляется при помощи дополнительного спускового крючка, расположенного внутри спусковой скобы перед основным. При отсутствии в нем необходимости, ствол гранатомета вместе с гранатометным прицелом могут сниматься для облегчения оружия. Для проведения специальных операций автомат АДС может комплектоваться глушителем звука выстрелов, оптическими и ночными прицелами, лазерным целеуказателем, тактическим фонарем.

По имеющимся данным, в настоящее время автомат АДС проходит испытания в подразделениях морского спецназа России. По поступающим отзывам, он заметно превосходит по боевой эффективности, существующие подводные автоматы АПС, как под водой, так и, тем более, на берегу. При применении в береговой обстановке с обычными патронами калибра 5.45мм автомат АДС не уступает по боевой эффективности штатным автоматам АК-74. Предполагается, что в будущем этот автомат сможет заменить находящиеся на вооружении не только "подводные" автоматы АПС, но и частично "обычные" автоматы АК-74 и АКС-74У, состоящие на вооружении различных подразделений морского спецназа ВМФ России и других силовых ведомств.

Хотя все операции морского спецназа ВМФ России находятся под грифом «Совершенно секретно», но анализ доступной информации показывает, что есть все технические и производственные предпосылки для внедрения в подразделения боевых пловцов инноваций, аналогов которых не имеется в мире.

Мировая практика показывает, что обычно подводных диверсантов перебрасывают для выполнения заданий командования с применением круизных, гидрографических, научно-исследовательских или рыболовецких судов. Поэтому, методика использования круизно-пассажирского теплохода-носителя экскурсионной подводной лодки заключается в скрытной доставке боевых пловцов в район выполнения задания.

Находясь в нейтральных водах, группа боевых пловцов переходит в подводный аппарат, конструкция которого обеспечивает комфортные условия перемещения, удобство высадки и, самое главное, безопасное возращение с места проведения разведки или диверсии. В этом случае, подводный аппарат отстыковывается от судна, погружается на заданную глубину и совершает подводное плавание в направлении берега на глубине 40-70 м.

Подводное перемещение может сопровождаться трансляцией изображения передаваемого курсовой телекамерой, на установленные в салоне мониторы. Это позволяет выявить, как препятствия, так и опасности на маршруте движения группы морского спецназа. После выполнения задания, группа боевых пловцов возвращается на судно на подводном аппарате, который скрытно за ходит между бортовыми поплавками судна к месту стыковки, затем производится продувание балластных цистерн и стыковка с судном. Опыт показывает, что 12-мильная зона территориальных вод преодолевается подводным аппаратом за 10 – 15 минут, что вполне достаточно для того, что бы боевые пловцы скрытно покинули место акции.

Ночное плаванье под водой – задача нелегкая, особенно в тропических широтах. Более того, так как температура у слоев воды разная, самый теплый слой – находится у поверхности, немного ниже - умеренный, еще ниже - холодный, 10-11 градусов по Цельсию – подводный аппарат может использовать эту особенность гидрологии моря. Исследования показывают, что между слоями воды существуют четкие границы, так как холодная вода, плотнее теплой. Если рассчитать балласт подводного аппарата таким образом, чтобы для теплого слоя он была немного перегружен, а для холодного слоя немного недогружен, совсем не трудно рассчитать точку, где подводный аппарат с выключенными двигателями будет лежать, как голова на подушке. Поэтому в режиме ожидания можно обеспечить полную скрытность пребывания подводного аппарата в акватории противника.


Инновации для подводных сил специального назначения ВМФ России

Принятие на вооружение морского спецназа ВМФ России морского судна-носителя подводного аппарата, способного совершать автономное подводное плавание в течение трех суток, с обеспечением боевым пловцам комфортных условий, хорошего обзора, удобства посадки и высадки повысит их мобильность и скрытность при выполнении боевых задач.








https://www.venture-news.ru/ipo-news/64680-mozhno-li-vyigrat-v-kazino-vsya-pravda-kotoraya-shokiruet-kazhdogo.html