Счетная палата назвала низким качество бюджетного планирования
Сегодня глава Счетной палаты (СП) Татьяна Голикова на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам представит замечания по поводу проекта поправок в федеральный бюджет на 2014—2016 годы. Аудиторы предупреждают: зависимость казны от нефтегазовых доходов растет, уже скорректированные в худшую сторону макроэкономические показатели могут оказаться оптимистичными, есть риски роста инфляции и срыва программы внутренних займов.
В соответствии с правительственными поправками планируется, что бюджет в этом году будет сведен с профицитом в 0,4% (вместо дефицита в 0,5%), нефтегазовые доходы будут увеличены на 952,1 млрд руб., ненефтегазовые — сокращены на 283,9 млрд руб. Расходы останутся прежними, но будут перераспределены. Поддержка Крыма указана как одно из трех основных направлений перераспределения. Найденные резервы «практически все» направляются на поддержку региональных бюджетов, говорил ранее глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров.
В Счетной палате обеспокоены увеличением доли нефтегазовых доходов с 48,1 до 52,5% и ростом ненефтегазового дефицита с утвержденных 9,4% ВВП до 10,1% ВВП, что зафиксировано в поправках. Зависимость бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры остается высокой, несмотря на поставленную президентом задачу снижать ее, говорится в заключении.
Кроме того, скорректированный в худшую сторону прогноз социально-экономического развития не нашел отражения в основных параметрах бюджета на 2015 и 2016 годы (они остались без изменения). Для того чтобы бюджет воспринимался как «достоверная база» для участников бюджетного процесса, необходимо скорректировать и их, предлагают аудиторы.
В бюджете на 2015 и 2016 годы в первую очередь необходимо пересматривать структуру доходов, в том числе поступления нефтегазовых доходов, «из-за того, что Россия стала по-другому позиционироваться на международной арене и появилась определенная напряженность; такие события, как правило, влияют на цену на нефть в сторону повышения», уверен директор Центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Дерюгин.
Кроме того, в СП не исключают, что достичь запланированных темпов роста ВВП в 0,5% не удастся, а уровень инфляции, который указан в материалах к законопроекту — 6% (в прежнем варианте 5%), может быть превышен. Инфляция может ускориться во втором полугодии за счет более высокого темпа роста цен на продовольствие в России и за рубежом и роста тарифов на услуги инфраструктурных монополий для населения, поясняется в заключении. Это «может привести к росту ставки рефинансирования и повышению процентных ставок в экономике, что еще более ухудшит ситуацию в инвестиционной сфере», говорится в заключении СП.
Не исключен риск невыполнения программы внутренних заимствований, предупреждают в ведомстве Татьяны Голиковой. «Емкость внутреннего рынка очень ограничена, из-за политической ситуации многие российские компании стали переключаться с внешних площадок на внутренние. Если государство будет выходить, то это еще больше сузит его», — предупреждает главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров. Впрочем, глава Минфина Антон Силуанов ранее заявлял, что Россия в текущем году откажется от внешних займов и существенно сократит внутренние из-за ухудшения конъюнктуры.
Также аудиторы СП считают, что выделение дополнительно 100 млрд руб. (к 80 млрд руб.) бюджетных кредитов не решит проблему с долговой нагрузкой регионов. Этой суммы недостаточно для замещения дорогих коммерческих кредитов (на 1 апреля 2014 года 702,1 млрд руб.). При этом программы стабилизации роста госдолга и реструктуризации долгов регионов нет. Ранее Андрей Макаров говорил, что депутаты будут добиваться увеличения объема бюджетных кредитов и снижения ставки по ним (сейчас это треть ставки рефинансирования).
В целом аудиторы Счетной палаты отмечают низкое качество бюджетного планирования. При перераспределении бюджетных средств на 40 млрд руб. между основными распорядителями обоснования приведены только по половине. С 2011 года в федеральный бюджет на 2014 год изменения вносились восемь раз, а основные характеристики федерального бюджета устанавливались трижды. С 2010 года правки в бюджет вносятся дважды в год. «Данная п
рактика свидетельствует о недостаточном качестве управления государственными финансами как на уровне Минфина России, так и на уровне главных распорядителей средств федерального бюджета, выраженном в отсутствии достаточно обоснованных и просчитанных показателей при формировании проекта федерального бюджета», — говорится в заключении СП.
В Минфине не ответили на запрос РБК. Глава комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрей Макаров на момент подготовки материала был недоступен для комментариев.