Что Такое Хеджирование Финансовых Рисков?

Термин происходит от фразы «хеджирование ваших ставок», используемой в азартных играх, таких как рулетка. Хеджи в таблице рулетки – это строки между числами или группами номеров. Ставка с хеджированием – это ставка, в которой фишки лежат на одном или нескольких хеджах (то есть на линии между двумя числами или на углу между тремя или четырьмя числами).

Тогда ставка покрывает все числа, участвующие в соответственно уменьшенной ставке (например, 1/2, 1/3, 1/4).

Термин постепенно перешел в широкое употребление в англоязычных культурах и сегодня охватывает огромный спектр мероприятий или условий по снижению риска.

Хеджирование в финансах

В финансах хеджирование – это инвестиция, специально предназначенная для уменьшения или устранения риска в другом вложении. Другими словами, хеджирование – это стратегия, разработанная для минимизации подверженности нежелательному бизнес-риску, при этом она позволяет предприятию получать прибыль от инвестиционной деятельности.

Как правило, хеджер может инвестировать в ценные бумаги, которые, по его мнению, недооценены по сравнению с их «справедливой стоимостью» (например, ипотечный кредит, который он тогда предоставляет), и комбинировать это с краткосрочной продажей соответствующей ценной бумаги.

Таким образом, хеджеру безразличны движения рынка в целом. Он заинтересован только в работе «недооцененной» ценной бумаги относительно хеджирования. Холбрук Уоркинг, пионер в теории хеджирования, назвал эту стратегию «спекуляцией в основе», где основой является разница между теоретической и фактической стоимостью хеджирования (или между спотовыми и фьючерсными ценами во время работы Уоркинга).

Некоторая форма принятия риска присуща любой деловой активности. Определённые риски считаются «естественными» для конкретных предприятий. Например, риск повышения или снижения цен на нефть является нормальным для компаний, занимающихся бурением и переработкой нефти.

Не все хеджирования являются финансовыми инструментами. Так, производитель, который экспортирует в другую страну, может хеджировать валютный риск при продаже, связывая свои расходы с желаемой валютой. Банки и другие учреждения финансовых рынков используют хеджирование для контроля своих несоответствий активов и пассивов, таких как совпадения по срокам погашения между долгосрочными кредитами с фиксированной ставкой и краткосрочными (неявно переменными) депозитами.

Хедж-кредит

В индустрии финансового кредитования термин «хедж-кредит» стал обозначать конкретный тип финансового продукта, основанный на снижении риска колебаний цен в портфеле акций, который служит обеспечением для безнадежного долгового структурированного займа.

Пример хеджирования

Биржевой маклер полагает, что цена акций компании А вырастет в следующем месяце благодаря новому и эффективному способу производства виджетов этой компанией. Он хочет купить акции компании А, чтобы получить прибыль от ожидаемого повышения цен. Но компания А является частью крайне нестабильной индустрии виджетов. Если бы трейдер просто купил акции, полагая, что активы компании А недооценены, сделка была бы спекуляцией.

Поскольку трейдер заинтересован в конкретной компании, а не в отрасли, он хочет хеджировать отраслевой риск путем короткой продажи равной стоимости акций прямого конкурента компании A, компании B. Если трейдер имел возможность краткосрочной продажи актива, цена которого имела математически определенную связь с ценой акций компании A (например, опцион Call на акции компании A), сделка могла быть практически без риска и называться арбитражем. Но поскольку в ней остается некоторый риск, то говорят, что он «застрахован».

Состояние портфеля трейдера

Первый день:

  • 1000 долгосрочных акций компании А по 1 доллар каждая
  • 500 краткосрочных акций компании B по 2 доллара каждая

Примечательно, что трейдер продал краткосрочные акции по той же цене.

На второй день публикуется благоприятная новость об индустрии виджетов, и стоимость всех их запасов растет. Компания A, потому что это более сильная компания, растет на 10%, а компания B – только на 5%:

  • 1000 долгосрочных акций компании А по $ 1,10 каждая – прибыль 100 долларов
  • 500 краткосрочных акций компании B по 2,10 доллара каждая – убыток 50 долларов

В краткосрочной позиции инвестор теряет деньги, когда цена растет.

Трейдер может пожалеть о хеджировании на второй день, так как это уменьшило прибыль по позиции компании А. Но на третий день публикуется неблагоприятная новость о влиянии виджетов на здоровье, и вся ценность индустрии виджетов снижается на 50% всего на несколько часов. Поскольку Компания A является популярной компанией, она страдает меньше, чем компания B.

Стоимость долгосрочной позиции (компания А):

  • День 1 – 1000$
  • День 2 – 1100$
  • День 3 – 550$ => потеря 450$

Стоимость краткосрочной позиции (компания B):

  • День 1 – 1000$
  • День 2 – 1050$
  • День 3 – 525$

Без хеджирования трейдер потерял бы 450 долларов. Но хеджирование, краткосрочная продажа компании B, дает прибыль в размере 475 долларов США, а чистая прибыль составила 25 долларов во время резкого обвала рынка.