Пилотируемый электрический вертолёт впервые поднялся в воздух

12 августа французский инженер-испытатель Паскаль Кретьен, который занимается конструированием летательных аппаратов по заказу французской компании Solution F, впервые поднялся в воздух на винтовом аппарате с электродвигателем без использования страховочного троса.

Но широкой аудитории об этом достижении стало известно лишь через три недели после проведенных испытаний. Пилот продержался в воздухе 2 минуты 10 секунд — не без риска для жизни. «В случае крушения я мог превратиться в жаркое», — отмечает испытатель. Причина риска кроется в легковоспламеняющихся литий-полимерных аккумуляторах, которые могли взорваться от удара о землю.

Г-н Кретьен немного лукавит: падение с метровой высоты, на которой проходил полёт, вряд ли грозило ему чем-то подобным. Это, впрочем, ничуть не умаляет его достоинств как конструктора и испытателя. Примечательно, что одиночке удалось утереть нос американскому авиастроительному гиганту Sikorsky Aircraft, который анонсировал создание электровертолёта Firefly в прошлом июле.

Для создания машины Паскаль Кретьен использовал прочные алюминиевые трубки, которые пошли на каркас. Облегчить вес (на 4–5 кг) удалось также за счёт упрощённой системы управления, которая состоит из двух ручек, напоминающих велосипедный руль. С их помощью можно наклонять соосно расположенные винты, что приводит к наклону самого вертолёта. Вращение вокруг вертикальной оси осуществляется за счёт поворотов хвоста, которые обеспечивают электрические контроллеры с ножным приводом.

Тягу создаёт двигатель постоянного тока, питаемый от батарей с плотностью энергии 160 Вт•ч/кг. КПД двигательной установки составляет 87,5%.

Ради этого результата конструктор трудился 12 месяцев. В дальнейшем он намерен увеличить высоту подъёма как минимум до 4 метров: здесь на электровертолёт перестаёт действовать эффект влияния земли (резкое увеличение аэродинамических характеристик вблизи земной поверхности). Продолжительность пребывания в воздухе должна вырасти до 10–12 минут: такое условие поставила компания-заказчик.

Ещё одним важным пунктом в планах г-на Кретьена значится создание гибридного привода, чтобы машина могла летать как на авиационном топливе, так и на электроэнергии. Это чрезвычайно важно для снижения риска полётов на геликоптерах: сейчас летать на них в 40 раз опаснее, чем на самолётах. Поскольку почти в половине вертолётных аварий виноват двигатель, переход на электричество позволил бы экипажу совершить безопасную посадку.