История Esprito - неудачный стартап оказался удачным стартом

История Esprito - неудачный стартап оказался удачным стартом История Esprito началась 28 февраля 2009 года, когда Владислав Кудинов, Иван Смирнов и Михаил Казекин собрались в квартире, переоборудованной под офис, чтобы обсудить создание социальной сети для ученых. Но у основателей не было достаточного опыта, в результате чего первый их проект не был завершен таким, каким задумывался.

Как говорят сами основатели, одной из главных причин неудачи первого проекта стало отсутствие достаточной технической подготовки, в результате чего на ту работу, которую можно выполнить за несколько недель, тратилось несколько месяцев. Другой причиной стала недостаточная вовлеченность в проект одного из основателей: "У нас был ограниченный бюджет, поэтому он был вынужден часть своего времени посвящать другой работе, а стартап - это то, чем нельзя заниматься вполсилы", - пишут сегодня представители Esprito.

Еще одним негативным фактором явились несколько неформальные отношения с инвестором - они не были строго деловыми, не было письменно зафиксированных договоренностей, в результате чего инвестор получил возможность влиять на команду и по ходу дела трансформировал первоначальную идею в сервис для организаторов научных конференций — совсем не то, что Esprito собиралась делать изначально.

"Наконец, мы совершили типичную ошибку всех начинающих предпринимателей: мы строили множество планов, продумывали всевозможные улучшения нашей системы, собираясь явить ее миру во всем великолепии. Только вот нужно ли это миру? - говорит Иван Смирнов, - Нужно как можно раньше выводить продукт на рынок и смотреть, чего пользователи хотят на самом деле, а не в вашей голове. Тогда мы ещё этого не знали…"

Но неудачу первого проекта основатели восприняли как большой опыт, в результате которого сложился костяк команды и появилось понимание, чего команда хочет от работы - а именно заниматься своим проектом, а не по найму, где придется посвящать себя нелюбимой деятельности. Так было принято решение основать "Клуб инноваторов", который должен был объединить людей, интересующихся технологиями, предпринимательством и инновациями в широком смысле. "Встречи клуба мы проводили своими силами, стараясь найти партнеров, которые помогли бы нам с местом встречи, кофе-брейками или призами. Одним из таких партнеров стал НИУ ИТМО и в какой-то момент мы получили предложение перейти всей командой в университет", - говорит Иван Смирнов.

Получив поддержку ИТМО, команда Esprito первым делом решили организовать SUMIT, который тогда называли стартап-марафон SumIT, как сокращение от Summer и IT. Первоначальная идея проекта заключалась в том, чтобы собрать вместе программистов, дизайнеров, маркетологов и руководителей проектов, объединить их в команды и предоставить на два месяца полностью оборудованные помещения, ожидая, что по итогам мероприятия будет получено много новых проектов. Но такая модель работы оказалась нежизнеспособной: "Проекты не возникают из ничего. Нужно работать с уже существующими и мотивированными командами, а также ограничить их количество, чтобы каждой можно было уделить достаточно времени. Со следующего раза марафон превратился в стартап-школу".

Сейчас к запуску готовится уже четвертая по счету школа SUMIT, с каждым годом повышающая свой уровень организации. Своей работой команда Esprito хочет внести больше основательности в стартап-сообщество, внеся в него научный подход - не энциклопедические знания или сложные формулы, а, скорее, стиль мышления. Второе, чему будет уделяться особое внимание - это разнообразие: разнообразие людей, идей, проектов. "Поэтому новый проект мы назвали Scinergy, как соединение Science и Synergy", история которого - еще впереди.

Помимо прочего, Esprito является партнером стартап-акселератора iDealMachine, учрежденного фондом RSV Venture Partners, а также участвовала в организации международной конференции и выставке стартапов «42», ставшей площадкой для встреч стартапов и венчурных инвесторов.

Полный текст доступен на