Введение налога на недвижимость обойдется казне в 62 млрд рублей

Введение налога на недвижимость обойдется казне в 62 млрд рублей[/i] Введение налога на недвижимость обойдется казне в 62 млрд рублей

Глава Росреестра Наталья Антипина нашла способ пополнить бюджет более чем на 5 трлн рублей до 2019 года. Но для этого придётся сформировать полноценный кадастр и установить точные границы участков земель, что потребует не менее 62 млрд рублей уже сейчас.

Согласно концепции федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости 2014-2019" (есть в распоряжении РБК daily), к 2019 году уровень удовлетворенности граждан работой регистрационных органов достигнет 90% (сейчас – 60%), сроки регистрации прав и кадастрового учета недвижимости сократятся с 20 до семи и пяти дней соответственно, все услуги на 70% перейдут в электронный вид и будут предоставляться по принципу "одного окна", а сама Россия войдет в пятерку лидеров по этим показателям (сейчас в рейтинге Doing Business страна занимает 45-е место).

Чтобы максимально упростить все бюрократические процедуры, нужно создать единый государственный информационный ресурс по недвижимости (ЕФИСН), объединить на одной электронной площадке ЕГРП (единый государственный реестр прав на недвижимость) и ГКН (государственный кадастр недвижимости), а также принять единый закон о госрегистрации прав и кадастровом учете. Все это, по мнению ведомства Натальи Антипиной, поможет сократить время прохождения всех регистрационных процедур и создаст условия для единого налога на недвижимость, который в ряде "продвинутых" регионов будет введен уже со следующего года.

Сегодня около трети споров по оценке земель возникают в связи с недостоверными данными кадастра. "В отношении объектов капитального строительства при введении налога на недвижимость этот процент может быть существенно выше из-за разной логистики формирования ЕГРП и ГКН. Поэтому необходимо сначала верифицировать данные ЕГРП и ГКН и только потом передавать их в ФНС для начисления налогов ", - поясняет председатель комитета по экономике недвижимости Торгово-промышленной палаты Олег Скуфинский.

Создание информресурса – лишь первый шаг к решению проблемы, которая в целом значительно шире, говорит эксперт Аналитического центра при правительстве Галина Выпханова. "Но это шаг необходимый, - уверена она. - Сегодня конфликт интересов возникает не только в частном секторе, где соседи зачастую не могут договориться о границах своих участков. "Новая Москва", например, стала источником большого числа споров, в которых сталкиваются интересы частного и публичного секторов". Эта проблема стала в России повсеместной, продолжает она: "Аналогичную ситуацию можно наблюдать в любом городе, где власти переходят от точечной застройки к системному упорядочиванию городских территорий".

Еще один фронт работ, заложенный в концепции, - создание внятного полноценного кадастра и установление границ участков. Сейчас, несмотря на проведенную Росреестром кадастровую оценку недвижимости и участков, качество исходных данных зачастую хромает: объекты дублируются, отсутствуют характеристика для их стоимости и вид разрешенного использования и т.д. В среднем по стране из 500 тыс. объектов оценки хорошим качеством не отличаются 3-4%, а в отдельных регионах этот показатель достигает 10%. Около 60% всех участков вообще не имеют границ юрисдикции, а это не только тормозит любую работу с недвижимостью, но и ставит налогоплательщиков в неравные условия: зачастую им приходится платить за участки больше, чем они должны.

Исправление этих ошибок не только подготовит почву для введения единого налога на недвижимость, но и уравняет в правах всех граждан, следует из документа. Если удастся устранить все пробелы, за шесть лет бюджет получит от земельного и имущественного налога 5,1 трлн рублей, а к концу 2019 года - еще 930 млрд рублей. На каждый рубль, вложенный в проведение работ, бюджет получит от сдачи в аренду земель 4 рубля. Кроме того, выявление нарушителей земельного законодательства возрастет в три раза, со 162 тыс. до 480 тыс. человек в год, надеются авторы концепции.

Претворить планы в жизнь пока мешает нехватка финансирования. "Лишних» денег нет ни у Росреестра (его бюджет остался на уровне 2009 года - около 40 млрд руб.), ни у партнерских ведомств (Росимущество, Минкомсвязи, ФНС). Пока у Росреестра есть два сценария осуще ствления программы. Реалистичный нацелен на реализацию только приоритетных направлений: перевод документов в электронный вид, формирование единой системы, уточнение границ участков и др. На это до 2019 года потребуется около 62,7 млрд руб. (в том числе за счет госказны - 60,4 млрд, за счет средств субъектов - более 2,3 млрд). Оптимистичный сценарий предполагает более масштабные работы: уточнение границ участков, определение местоположений зданий и сооружений и др. Общее финансирование в этом случае составит около 242,5 млрд руб. (из госказны - 156 млрд, из средств субъектов - 86,5 млрд), причем оплата работ по уточнению границ в основном ляжет на плечи регионов (49,3% работ за счет средств госбюджета, 50,7% - за счет субъектов).

Насколько быстро удастся претворить в жизнь основные пункты концепции, пока вопрос открытый. Документ писался по лекалу "дорожной карты" "Повышение качества госуслуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества". Сейчас одна из основных проблем ее выполнения — это срыв сроков по принятию соответствующих законов. "В "карте" 64 пункта, связанных с принятием ФЗ, сегодня по этой позиции мы уже идем не в графике. Этот вопрос обсуждался на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева 11 июня. На нем было решено принять меры по выделению приоритетных пунктов "дорожных карт" и особому контролю их исполнения", - говорит г-н Скуфинский.

Комментируя проект концепции, председатель общественного совета Росреестра Сергей Яковлев отметил, что ее текст пока обсуждается, но "уже можно сказать, что в целом она адекватна поставленным задачам".