Сенаторы обсудили проблемы развития российских академгородков
Сегодня в Совете Федерации прошёл круглый стол, посвящённый отечественным наукоградам, статус которых в настоящее время получили 14 муниципальных образований.
В дискуссии приняли участие депутаты Госдумы, руководители наукоградов, представители профильных подразделений администрации Московской области, где расположено большинство вышеозначенных административных образований.
Сенатор Александр Борисов, открывший заседание, охарактеризовал законодательную базу в части муниципального управления в наукоградах и заострил внимание на юридических проблемах, возникающих в данной сфере.
Политик напомнил, что основными направлениями деятельности академгородков являются: научно-техническая, инновационная и экспериментальная работа, проведение испытаний, подготовка кадров. Задачи по модернизации и инновационному развитию страны требуют учета в законодательстве вопросов развития и повышения эффективности использования научно-технического, инновационного и социального потенциала наукоградов как значимых ресурсов формирования инновационной системы. Однако возможности реализации этих функций и развития наукоградов существенно снижаются в связи с отсутствием у муниципальных властей в необходимых дополнительных функций и полномочий.
«Действующее федеральное законодательство за органами местного самоуправления наукоградов не закрепляет каких-либо дополнительных вопросов местного значения и полномочий, связанных с присвоением муниципальному образованию статуса наукограда, - отметил А.Борисов. - Компетенция местных властей в академгородках такая же, как и во всех других муниципалитетах. Отсутствие дополнительных полномочий органов местного самоуправления не способствует развитию научно-производственного комплекса, эффективному расходованию средств местного бюджета».
Внесённые в последний период законодательные изменения в части муниципального управления, а также отказ от комплексных программ развития стали, по заключению Счетной палаты РФ, причиной недостаточно эффективного расходования бюджетных средств в наукоградах, добавил Борисов.
«Государственная финансовая поддержка наукоградов, которая сегодня осуществляется в виде трансфертов, рассчитываемых по количеству жителей, является разновидностью материальной поддержки и никак не отражает интересы государства по осуществлению технических и инновационных прорывов», - считает сенатор.
Заседание круглого стола в Совете Федерации является, по словам сенатора и президента Союза развития наукоградов России Валерия Сударенкова, ответом на 81 статью 131 ФЗ (о местном самоуправлении), устанавливающей, что особенности функционирования местного самоуправления в наукоградах устанавливаются отдельным федеральным законом. «Всё предельно ясно - надо разрабатывать и принимать такой закон», - резюмировал Сударенков.
Наукоград - это инновационное сообщество, для которого необходимы особые условия, убеждён Валерий Сударенков. Для защиты уникального положения наукоградов и инновационных основ их существования сенатор считает необходимым рассмотреть варианты договорных отношений центра с наукоградами, решать вопросы передачи собственности, предоставления государственных гарантий и средств, создания фондов развития в академгородках, предоставления им льгот в бюджетно-налоговой сфере.
Участники круглого стола были едины во мнении, что для повышения потенциала наукоградов должны быть законодательно установлены такие особенности местного самоуправления в наукоградах, которые позволяли бы более эффективно использовать возможности местных властей во взаимодействии с градообразующими предприятиями и организациями, местным научно-техническим и предпринимательским сообществом для инновационного развития.
В дискуссии приняли участие депутаты Госдумы, руководители наукоградов, представители профильных подразделений администрации Московской области, где расположено большинство вышеозначенных административных образований.
Сенатор Александр Борисов, открывший заседание, охарактеризовал законодательную базу в части муниципального управления в наукоградах и заострил внимание на юридических проблемах, возникающих в данной сфере.
Политик напомнил, что основными направлениями деятельности академгородков являются: научно-техническая, инновационная и экспериментальная работа, проведение испытаний, подготовка кадров. Задачи по модернизации и инновационному развитию страны требуют учета в законодательстве вопросов развития и повышения эффективности использования научно-технического, инновационного и социального потенциала наукоградов как значимых ресурсов формирования инновационной системы. Однако возможности реализации этих функций и развития наукоградов существенно снижаются в связи с отсутствием у муниципальных властей в необходимых дополнительных функций и полномочий.
«Действующее федеральное законодательство за органами местного самоуправления наукоградов не закрепляет каких-либо дополнительных вопросов местного значения и полномочий, связанных с присвоением муниципальному образованию статуса наукограда, - отметил А.Борисов. - Компетенция местных властей в академгородках такая же, как и во всех других муниципалитетах. Отсутствие дополнительных полномочий органов местного самоуправления не способствует развитию научно-производственного комплекса, эффективному расходованию средств местного бюджета».
Внесённые в последний период законодательные изменения в части муниципального управления, а также отказ от комплексных программ развития стали, по заключению Счетной палаты РФ, причиной недостаточно эффективного расходования бюджетных средств в наукоградах, добавил Борисов.
«Государственная финансовая поддержка наукоградов, которая сегодня осуществляется в виде трансфертов, рассчитываемых по количеству жителей, является разновидностью материальной поддержки и никак не отражает интересы государства по осуществлению технических и инновационных прорывов», - считает сенатор.
Заседание круглого стола в Совете Федерации является, по словам сенатора и президента Союза развития наукоградов России Валерия Сударенкова, ответом на 81 статью 131 ФЗ (о местном самоуправлении), устанавливающей, что особенности функционирования местного самоуправления в наукоградах устанавливаются отдельным федеральным законом. «Всё предельно ясно - надо разрабатывать и принимать такой закон», - резюмировал Сударенков.
Наукоград - это инновационное сообщество, для которого необходимы особые условия, убеждён Валерий Сударенков. Для защиты уникального положения наукоградов и инновационных основ их существования сенатор считает необходимым рассмотреть варианты договорных отношений центра с наукоградами, решать вопросы передачи собственности, предоставления государственных гарантий и средств, создания фондов развития в академгородках, предоставления им льгот в бюджетно-налоговой сфере.
Участники круглого стола были едины во мнении, что для повышения потенциала наукоградов должны быть законодательно установлены такие особенности местного самоуправления в наукоградах, которые позволяли бы более эффективно использовать возможности местных властей во взаимодействии с градообразующими предприятиями и организациями, местным научно-техническим и предпринимательским сообществом для инновационного развития.
Похожее
«Повышение заинтересованности муниципальных образований в привлечении инвести
Наукограды будут финансироваться на основе конкурсного отбора проектов
Развитие инноваций в Волгоградской области обсудили за круглым столом
В Воронеже создадут комиссию по модернизации и развитию экономики региона
Круглый стол в ТПП РФ: «Рынок удаленной торговли в России»
В Совете Федерации обсудят перспективы МСБ в ОЭЗ и технопарках