Мнение: Налог с продаж — сигнал, что власть все хуже понимает экономику

Мнение: Налог с продаж — сигнал, что власть все хуже понимает экономику


Налог с продаж в России — это, в сущности, исторический экспонат, который может быть полезен лишь в качестве отрицательного примера. Он был введен в 1998 году, и Конституционный суд дважды признавал его противоречащим Конституции: он действовал одновременно с НДС, и им облагалась фактически та же налоговая база – потребление. Собираемость налога с продаж была крайне низкой, а администрирование очень сложным, требовался контроль буквально над каждым кассовым аппаратом. 1 января 2004 года налог был отменен.





Однако, несмотря на очевидную неэффективность налога с продаж, вопрос о его возвращении с завидной регулярностью вновь и вновь оказывался в повестке дня правительства. И вот, спустя десять лет, президент одобрил его введение. Неужели в налоге с продаж кроются какие-то заманчивые финансовые возможности, которые не удалось распознать за шестилетний период его применения?





Сторонники налога с продаж утверждали, что это хороший способ повысить доходы бюджетной системы. Но это далеко не очевидно. По оценкам министра финансов Антона Силуанова, с помощью этого налога бюджет может получать около 200 млрд руб. в год. Однако если бы стояла задача только увеличить доходы бюджета, логичным было бы поднять ставку НДС. Это дало бы казне существенно больше – где-то 500 млрд руб. в год при повышении ставки НДС на 2 процентных пункта, а кроме того, позволило бы избежать роста издержек на введение и администрирование нового налога.





Еще один аргумент, который можно услышать в пользу налога с продаж, — он будто бы повышает уровень самостоятельности регионов. Российская бюджетная система сейчас действительно слишком централизована, вопрос о том, чтобы дать регионам больше независимости, назрел давно. Однако введение налога с продаж со ставкой 3% вряд ли решит эту проблему.





Во-первых, 200 млрд - это капля в море для всей бюджетной системы и крохи для региональных бюджетов в целом. Эта сумма слишком мала, чтобы кардинально изменить ситуацию в региональных бюджетах. Во-вторых, бюджетная децентрализация не может проводиться путем введения одного налога: нужна комплексная реформа, которая предусматривает не только изыскание дополнительных доходов, но и более эффективное разделение полномочий в принятии расходных обязательств.





Поскольку налог с продаж, как предполагается, регионы будут вводить добровольно, это ставит под сомнение и еще один аргумент в пользу этого налога - снижение дифференциации регионов по доходам. На деле вводить налог в бедных и дотационных регионах не будет особого смысла — суммы сборов окажутся невелики, а при этом повышение уровня цен будет еще больше тормозить экономическую активность в таких регионах и стимулировать серые схемы. В результате это приведет к еще большей зависимости от федеральных дотаций. Налог с продаж даст значимые результаты только в богатых регионах, но они и не так сильно нуждаются в дополнительных доходах. Стоит ли тогда еще больше увеличивать стоимость жизни в регионах, где уровень цен, как правило, и так выше среднего по стране?





Таким образом, налог с продаж не является эффективным решением ни одной из существующих бюджетных проблем: он не принесет существенных дополнительных доходов в казну, не будет способствовать бюджетной децентрализации, может повлечь новые бюджетные и экономические риски, связанные с повышением инфляции и ростом теневых схем, и уж точно не ускорит экономический рост и не повысит эффективность государственных расходов. Да и в целом есть большой вопрос, насколько вообще целесообразно повышать налоговую нагрузку в период стагнации и высоких политических рисков, а также насколько правильна бюджетная стратегия, выстроенная по принципу «от расходов к доходам».





У экспертов, занимающихся бюджетной политикой, решение о введении налога с продаж порождает огромное количество вопросов. Это сигнал, что на самом верхнем уровне власти нет четкого понимания проблем, которые существуют в бюджетной сфере, и тех причин, которыми эти проблемы обусловлены. Возможно, качество этого решения отчасти объясняется постоянными кадровыми перестановками последних лет.





Также стоит помнить о т ом, что повышение налогов, ложащихся на простых граждан — мера всегда непопулярная. Переводя решение о введении налога с продаж на региональный уровень, федеральное правительство перекладывает ответственность за эту меру на власти регионов. В случае же принятия альтернативного варианта, повышения ставки НДС, вся ответственность легла бы на федеральные власти.





Таким образом, введение регионального налога с продаж выглядит результатом очередного политического компромисса, принятого по принципу «сейчас введем хоть что-нибудь, а об остальном подумаем завтра». Это экстренное латание дыр крайне далеко от тех принципов бюджетной устойчивости и долгосрочного планирования, которыми руководствовалось правительство всего несколько лет назад.








https://www.venture-news.ru/ipo-news/64680-mozhno-li-vyigrat-v-kazino-vsya-pravda-kotoraya-shokiruet-kazhdogo.html