Киевские власти и лидеры Новороссии согласились на перемирие
На встрече контактной группы по Украине, прошедшей в Минске 5 сентября, было достигнуто соглашение о прекращении огня.
Как написал у себя в Twitter президент Украины Петр Порошенко, «подписали предварительный протокол к соглашению о прекращении огня, он должен вступить в силу 5 сентября».
«Исходя из призыва президента России Владимира Путина к руководителям незаконных вооруженных формирований Донбасса остановить огонь и подписания протокола на заседании трехсторонней контактной группы по имплементации мирного плана президента Украины, я отдаю приказ начальнику генштаба ВСУ прекратить огонь начиная с 18.00 (19.00 мск. — «Известия») 5 сентября», — сказано в заявлении Порошенко на сайте президента Украины.
Порошенко также заявил, что Украина предпримет «выдающиеся шаги» по нормализации ситуации в Донбассе. В их числе децентрализация власти, предоставление экономических свобод, а также гарантии на использование любого языка на этих территориях и защиту культурных традиций.
Также протокол минской встречи предполагает освобождение всех заложников, отметил представитель Совета нацбезопасности и обороны Украины Андрей Лысенко.
Обмен пленными может начаться уже 6 сентября. Напомним, что изначально рассматривался только один вариант возвращения военнослужащих — по принципу «всех на всех».
Как заявил глава российского президентского Совета по правам человека Михаил Федотов, «этот документ — свет в конце тоннеля, и если соглашение будет выполняться, значит, мы движемся к выходу из тоннеля».
Однако пока говорить о каких-то результатах рано, слишком много рисков, что перемирие может быть сорвано.
— Возможны различные провокации, — считает директор Института стран СНГ Константин Затулин. — Кроме того, неясна судьба дальнейших переговоров. Они должны проводиться между теми, кто реально влияет на обстановку, а не с политическими пенсионерами, при всем уважении к Леониду Кучме.
— Если даже прекращение огня будет соблюдаться обеими сторонами, Украина не пойдет сейчас на заключение полноценного мира, — полагает Затулин. — Там начинается кампания перед намеченными на 26 октября досрочными выборами в Верховную раду. И до голосования садиться за стол переговоров с представителями ДНР или ЛНР им крайне невыгодно, ведь тем самым они их, получается, признают.
Переговоры в Минске базируются на планах Владимира Путина и Петра Порошенко, разработанных президентами в течение последних недель.
В частности, российский лидер предложил прекратить наступательные операции украинских вооруженных формирований на донецком и луганском направлениях, а также отвести подразделения на расстояние, исключающее возможность обстрела населенных пунктов ДНР и ЛНР артиллерией и всеми видами залпового огня. Кроме того, предложено осуществить международный контроль и мониторинг за соблюдением перемирия, исключить применение боевой авиации против мирных жителей, организовать обмен всех насильственно удерживаемых лиц без предварительных условий, открыть гуманитарные коридоры и, наконец, дать возможность ремонтникам восстановить инфраструктуру в городах восточных областей Украины.
Мирный план Порошенко тоже предполагает прекращение огня.
Между тем Евросоюз, который планирует согласовать новые санкции против России, намерен их отсрочить или вовсе отказаться от ограничительных мер в случае установления прочного перемирия на Украине.
Сам Петр Порошенко 5 сентября провел ряд встреч с лидерами стран НАТО на саммите Североатлантического альянса в британском Уэльсе.