"Уралвагонзавод" хочет получить госпакет ТВЗ

"Уралвагонзавод" хочет получить госпакет ТВЗ   Минпромторг подготовил проект указа президента, предусматривающий передачу из федеральной собственности в уставный капитал "Уралвагонзавода" акций семи машиностроительных предприятий. Самым крупным активом является 42,5% акций Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ). По мнению министерства, поясняют источники, знакомые с содержанием пояснительной записки к проекту документа, логика передачи акций ТВЗ "Уралвагонзаводу" в том, что основным потребителем обоих предприятий в части гражданской продукции является ОАО РЖД или его дочерние компании и консолидация "будет способствовать развитию корпоративных и кооперационных связей между предприятиями, концентрации ресурсов и повышению качества выпускаемой продукции".

   Также Минпромторг предлагает передать заводу акции Научно-исследовательского института двигателей (7,91%), ЦНИИ "Буревестник" (19,88%), Уральского завода транспортного машиностроения (13,19%), Завода №9 (13,93%), НПО "Электромашина" (8,5%) и ФГУП "Томский электротехнический завод" (100%). Для этого правительству придется исключить ФГУП и ТВЗ из программы приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы. Проекты соответствующего постановления правительства, как и проект указа президента, подписаны 5 мая замглавы Минпромторга Денисом Мантуровым, который возглавляет совет директоров "Уралвагонзавода".

   В чем выгода консолидации для ТВЗ ("Уралвагонзавод" выпускает оборонную продукцию и грузовые вагоны, ТВЗ - пассажирские), Минпромторг не уточняет. Зато ТВЗ должен "повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность" "Уралвагонзавода". В частности, объем производства вырастет к 2014 году на 23%, прибыль - на 5,4% (до 94 млрд руб.), поясняет гендиректор завода Олег Сиенко в ТЭО консолидации, которое стало приложением к проекту указа.

   Идея "Уралвагонзавода" получить акции ТВЗ впервые была обнародована еще в 2009 году в качестве первого шага по консолидации госактивов в вагоностроении. Тогда реализовать проект не удалось, но теперь руководство завода начало новую кампанию по расширению. В частности, в апреле он подал заявку на участие в тендере по управлению концерном "Тракторные заводы", который в том числе выпускает грузовые вагоны и военную продукцию. В то же время источник, знакомый с ситуацией, полагает, что шансы "Уралвагонзавода" на получение госпакета ТВЗ и сейчас невелики. "Логика сделки непонятна, никакой синергии быть не может", - говорит он, утверждая, что Росимущество будет выступать против (в самом ведомстве на запрос "Коммерсанта" не ответили). По мнению собеседника "Ъ", завод борется за этот пакет "только для того, чтобы более дешево привлекать деньги, которых у предприятия явно не хватает".

   Контрольный пакет акций ТВЗ принадлежит "Трансмашхолдингу". В самом холдинге комментировать возможное появление нового партнера в одном из ключевых активов отказались. В ОАО РЖД, которое является не только заказчиком "Уралвагонзавода" и ТВЗ, но и владельцем блокпакета "Трансмашхолдинга", к идее Минпромторга отнеслись настороженно, вспоминая проблемы с качеством вагонов "Уралвагонзавода". По мнению одного из источников в монополии, "Олег Сиенко пытается копировать модель "Ростехнологий", собирая все госактивы, что остались в отрасли, но эффективность такой стратегии сомнительна".

   Глава агентства Infranews Алексей Безбородов согласен, что синергия между "Уралвагонзаводом" и ТВЗ может выразиться разве что в совместном давлении на поставщиков литья и колесных пар. Аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков добавляет, что речь могла бы идти о диверсификации продукции "Уралвагонзавода", но сомневается, что ТВЗ сможет обеспечить стабильность спроса с учетом снижения закупок пассажирских вагонов железными дорогами.