Обзор российского кинопрома за 2011 год

Для любого инвестора крайне важным оказывается анализ макроэкономической конъюнктуры. И если в иных отраслях главными могут оказываться политические, экономические, социальные или технологические факторы, то вот в кинобизнесе?—?это глобальные предпочтения аудитории. И если раньше секрет успеха отечественной кинокартины заключался преимущественно в жестокости и зрелищности, то сейчас не очень разборчивый российский зритель окончательно сделал выбор в пользу юмора. Об этом красноречиво свидетельствует собранная нами статистика кассовых сборов.

Обзор российского кинопрома за 2011 годНикита Чисников
Телевизионный продюсер.

На телевидении с 1999 года. Потомственный «телевизионщик».
Работал в качестве директора программ («Забытый полк», «Преступление и наказание» и др.)
Участвовал в таких популярных проектах, как: «Чистосердечное признание», «Лихие 90-е».
За проект «Чистосердечное признание» получил серебряную медаль телевизионного конкурса «Золотой Георгий».
Является продюсером документального фильма «Парад века. Знамя Победы», который удостоен специального приза на фестивале «Человек и война».
В настоящее время является одним из продюсеров проекта «Тайны мира с Анной Чапман» (РЕН-ТВ), а также продюсером фильмов «Вся правда о Ванге»(РЕН-ТВ), «Страхи большого города» (ТВЦ), «Я боюсь» (Домашний), 90-60-90 (Россия-2)




   Кино?—?индустрия, никогда не стоящая на месте. Основное правило всех фильммейкеров?—?постоянная динамика. Каждый завлекает зрителя как может. Что может заинтересовать избалованную аудиторию 21 века? Конечно же, сногсшибательные спецэффекты и старые истории с новых ракурсов.
   В 2011 году из 77 российских релизов только десять имели кассовый успех: «Елки», «Три богатыря и шамаханская царица», «Щелкунчик и крысиный король», «Бой с тенью 3D: Последний раунд», «Выкрутасы», «Служебный роман: Наше время», «Самый лучший фильм 3-ДЭ», «Любовь-морковь 3», «Беременный», «All inclusive или все включено». Девять из них собрали более одного миллиона зрителей. Самый популярный жанр сейчас?—?комедия: семь из десяти фильмов сделаны в жанре комедии, причем самые разнообразные: лирические, эксцентрические, фантастические.


Кино?—?индустрия, никогда не стоящая на месте. Основное правило всех фильммейкеров?—?постоянная динамика. Каждый завлекает зрителя как может.

   В десятку кассовых фильмов 2011 года вошло всего два остросюжетных боевика, что говорит о том, что российский зритель несколько изменил свои вкусы и предпочитает боям веселье.
Обзор российского кинопрома за 2011 год   Конец года стал и того удачнее?—?пять российских блокбастеров уже собрали более ста миллионов долларов. Половина этой суммы принадлежит двум фильмам, вышедшим в декабре: «Высоцкий. Спасибо, что живой» о трагическом инциденте, произошедшем с известным певцом и актером Владимиром Высоцким на гастролях в Бухаре, и «Елки 2»?—?продолжение новогодней истории, начавшейся в прошлом году, спродюсированной Тимуром Бекмамбетовым с популярными медийными российскими актерами.
   Опять же под новый год порадовали зрителей знаменитый «Квартет И» новым фильмом «О чем ЕЩЕ говорят мужчины». А компания «Базелевс» выпустила анимационную ленту «Смешарики. Начало». Учитывая огромную популярность франчайзинга «Смешариков» в России, но все же детский характер целевой аудитории, сборы не вышли за пределы 6 миллионов долларов. Еще один анимационный фильм превзошел все ожидания. Традиционно новогодняя сказка от компании СТВ и студии Мельница выпустили очередную сказку «Иван Царевич и Серый Волк». И российский зритель уже успел полюбить эти сказочные истории, что демонстрируют кассовые сборы.


Кино?—?индустрия, никогда не стоящая на месте. Основное правило всех фильммейкеров?—?постоянная динамика. Каждый завлекает зрителя как может.

   Нельзя обойти вниманием многие долгожданные премьеры 2011 года, хотя они не собрали сногсшибательных касс, зрители оценили их по достоинству. К примеру, «Generation П»?—? экранизация знаменитого романа Виктора Пелевина в постановке Виктора Гинзбурга. Работа над фильмом началась еще в конце 2006 года, в российский прокат фильм вышел лишь в ап реле 2011 года, вызвав в обществе резонанс и провалившись в прокате. Потраченные 7 миллионов долларов едва отбились на половину. Фильм собрал в прокате всего 4,5 миллиона. Еще один российский художественный фильм «Елена» режиссера Андрея Звягинцева, хоть и собрал всего 200 тысяч рублей в прокате, зато получил две главные киностатуэтки России за режиссерскую работу?—?«Золотого орла» и «Нику». Также фильм участвовал в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля 2011 года, где стал обладателем специального приза жюри.
   Главным провалом 2011 года стал «Утомленные солнцем-2. Цитадель». Взамен потраченных 44 миллионов долларов на производство картины он собрал всего 7. Тем не менее именно этот фильм был выбран для представления России на самой престижной кинопремии Оскар. О результатах, пожалуй, говорить бессмысленно.
   Что касается сборов, то в общем 2011 год обошел предыдущий. Общие кассовые сборы составили более одного миллиарда долларов. Общее количество релизов в 2011?—?369, что на 22 фильма меньше, чем в прошлом году. Доля отечественных фильмов выросла, только составила около 80 лент.
   Меньше всего российских картин в прокате с мая по август. Российские продюсеры не любят выпускать кино летом. Вся страна уезжает в отпуска на дачи, моря, в леса. Кинотеатры классически пустуют. Зато традиционно временем российского кино считается зима. Как еще провести время морозным российским вечером? Конечно же, на это и делают ставку фильммейкеры. А особенно на новогодние праздники?—?декабрь-январь. Именно в этот период выходят главные российские блокбастеры, получающие треть от всех сборов российских релизов. В среднем по году доля российского кино по количеству фильмов составила 21%, что на 1% больше, чем в прошлом.


Что касается сборов, то в общем 2011 год обошел предыдущий. Общие кассовые сборы составили более одного миллиарда долларов.

   Хочется верить, что этот год будет для отечественного кинопрома более продуктивным как в плане кассовых сборов, так и различных международных премий. Кто знает, может, в этом году золотая статуэтка Оскара приедет в Россию.


Никита Чисников,
специально для «»