Ресторанный проект «Айко» привлекает $6 млн от фонда «Лидер-инноваций»

Ресторанный проект «Айко» привлекает $6 млн от фонда «Лидер-инноваций»«Лидер-инноваций» (фонд с участием Российской венчурной компании) вложился в компанию «», которая специализируется на разработке инновационных систем управления для предприятий сферы гостеприимства. Общий объем инвестиций — $10 млн, уточнил гендиректор «Айко» Роман Аврамов. Какую долю получил фонд, он не раскрывает.

По словам директора по венчурным инвестициям УК «Лидер» Константина Надененко, фонд выкупил допэмиссию акций «Айко». Газета «Ведомости» добавляет, что сделка делится на два этапа: сначала «Лидер-инновации» вкладывает в «Айко» $6 млн, а через год имеет право инвестировать еще $4 млн — если с бизнесом будет все в порядке. Всю компанию фонд оценил в $16 млн и получил более 25% акций, размыв пакет ранее инвестировавшего в «Айко» фонда «Тройка венчурз»

Проект создания системы iiko был запущен в августе 2005 г. основателем одной из крупнейших российских IT-компаний — ABBYY Давидом Яном и его партнером Максимом Нальским. В начале 2008 г. компания «Тройка Диалог» инвестировала около $4 млн в развитие проекта. Глубокое понимание потребностей владельцев ресторанов и ресторанных сетей, а также огромный опыт разработки успешных IT-решений позволили команде iiko создать систему управления ресторанным бизнесом нового поколения. «Мы очень довольны этой инвестицией — капитализация компании существенно выросла и еще будет расти», — говорит партнер фонда «Тройка венчурз» Олег Курчин. Даже во время кризиса софт «Айко» хорошо раскупался, добавляет он.

Изначально «Айко» выпускала только систему управления бизнесом (ERP) для ресторанов, но затем выяснилось, что систему, управляющую 3000 кассовых аппаратов, можно использовать и для создания других сервисов. В итоге «Айко» создала систему лояльности клиентов, а сейчас внедряет еще и систему доставки.

Средства «Лидер-инноваций» нужны «Айко», чтобы разработать софт для зарубежных рынков — прежде всего в Центральной и Восточной Европе и в Азии, говорит гендиректор «Айко» Роман Аврамов. Кроме того, компания планирует выпустить новые продукты и попробовать в России новые бизнес-модели — например, SaaS (soft as a service) для ресторанов. Выручка «Айко», по словам Аврамова, растет на 65-70% в год, тогда как рост этого рынка в России — около 10%. Каждый год софт для автоматизации бизнеса устанавливают до 5000 российских ресторанов, а средняя стоимость автоматизации одного — 0,3-0,4 млн руб., рассказывает Аврамов. Долю «Айко» на этом рынке он оценивает примерно в 30%, ее основного конкурента UCS — в 50-55%.