Сергей Катырин высказался об инновационном рынке России

Сергей Катырин высказался об инновационном рынке РоссииПервое своё выступление на посту главы Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин начал с описания экономической ситуации в стране.

Представляем вашему вниманию «избранные» цитаты из этого доклада.

«Рост цен на нефть, конечно, это неплохо, у нас появятся дополнительные деньги, но мне представляется, что самое главное – грамотно распорядиться этими средствами, чтобы они поработали на диверсификацию экономики, на то, о чём много говорим, но пока не делаем. Надо перевести экономику России с сырьевой направленности на промышленную, и эти «нефтяные» деньги будут использованы для этого. Если опять по кубышкам рассуем, и они будут лежать и не работать на российскую экономику, то это будет плохо.

Что касается страховых взносов, то пока решение о них не объявлено правительством, мы дискуссию об этом не ведем. Пока не объявлены новые подходы, дискуссия не имеет предмета. Когда появится решение или предложения по этому решению, тогда, наверное, можно будет дискутировать о том, что хорошо, а что плохо в этих решениях.

Коррупция - это проблема, от которой бизнес просто стонет. У нас есть наработки в борьбе с этим злом. У нас есть большое желание сделать эту работу системной во всех торгово-промышленных палатах России. Мы работаем в этом плане и с Генеральной прокуратурой, и с другими структурами. Проводим антикоррупционную экспертизу, экспертизу законопроектов, понимание, того что нужно делать есть, но, к сожалению, успехов добиться пока не удалось.

Во всем законодательстве России изобилие отсылочных норм, которые, в конце концов, приводят к конкретному чиновнику, с которым надо согласовывать вопрос, а, значит, есть возможность для коррупции. От коррупции страдают инвесторы. Люди приходят со своими деньгами, а им надо столько бумажек подписать, что не все доходят до конца этой полосы препятствий. Считаю, что на местах торгово-промышленные палаты должны сопровождать значимые инвестиционные проекты и помогать преодолевать все административные барьеры.

Три главных вопроса, которые я хотел бы поставить перед властями? Я начал бы с самого нелюбимого властью вопроса о ценообразовании. Мы провели две конференции, посвященные этому вопросу, и пришли к выводу, что тарифы у нас формируются достаточно поверхностно, без учета глубинных факторов. Никто из правительства, за исключением министра транспорта на эти заседания не приходил. Но, понятно, что у Левитина и проблем с этими тарифами не меньше, чем у всего остального бизнеса.

Мы подготовили концепцию государственной ценовой политики и предложили рассмотреть ее правительству, но пока целостного решения еще нет. Но думаю, нам все равно в России с этим вопросом придется разбираться. Это должна быть не установка цен, а государственное регулирование. Так чтобы председателю правительства в ручном режиме не приходилось регулировать внезапно взлетевшие цены на бензин.

Второй вопрос - инновации. У нас слабо развит этот рынок. Есть предложение, а спроса нет. Не мотивирован бизнес на внедрение инноваций. За Западе высокая степень конкуренции, и те, кто внедряет инновационные продукты, могут победить в этой гонке, а у нас по некоторым направлениям конкуренции нет вообще, а по некоторым она чрезвычайно слаба, поэтому этот стимул отсутствует. Нет и государственных преференций за внедрение инноваций.

Третий вопрос - госзаказ. Я считаю, что должна быть государственная контрактная система, учитывающая планирование госзаказа, его размещение, контроль за его выполнением, независимая экспертиза того, что сделано, и контроль за дальнейшей эксплуатацией того, что поставлено в рамках госзаказа. Тогда мы, наверное, сможем решить проблему. Действующий сейчас 94-ФЗ говорит только о размещении госзаказа. Тут ни начала нет, ни конца. Никто не проводит экспертизу на соответствие того, что закуплено или построено».