Знак качества

У Айн Рэнд в «Атланте» есть замечательный момент, когда юные Франциско и Дэгни обсуждают, что самое важное в жизни, выясняя, что нет ничего важнее логотипа компании «Таггарт Трансконтинентал» на локомотиве. Действительно, если в мире и есть знак качества, то это не ГОСТ или стандарт ISO, это бренд и логотип великой копании. О трех таких компаниях, бренды которых стали мощнейшей гарантией качества, мы и расскажем.

Знак качестваApple
   Как бренд Apple получил свое название? В 1976 году Стив Джобс (Steve Jobs) провел много времени на яблочной ферме у своих друзей в штате Орегон, что и вдохновило его на яблочную тематику. Соучредитель Apple Computers Стив Возняк (Steve Wozniak) был обеспокоен возможными проблемами с авторскими правами, однако ничего подобного не произошло.
   1 марта 1976 года Стив Джобс и Стив Возняк решили создать компьютерную компанию и задумались, под каким названием ее зарегистрировать. По словам Возняка, название Apple Computers пришло Джобсу в голову во время их совместной поездки по 65-му шоссе между Пало-Альто и Лос-Альтос. Поклонник группы «Битлз», Стив Джобс, возможно, предложил назвать компьютер по имени фирмы, выпускавшей пластинки этой группы (Apple Records). А может быть, он вспомнил ферму-коммуну, где долгими часами работал в яблоневом саду после того, как бросил колледж. Партнеры рассматривали и альтернативные названия, в том числе Executex и Matrix Electronics, однако, Apple Computers оказалось вне конкуренции. Позднее вторая часть названия была опущена в связи с началом производства iPod и iPhone.
   С самого начала истории компании дизайн стал ее визитной карточкой. С появлением iMac и iBook стало окончательно ясно?—?элегантность дизайна компания ставит на первое место в своих продуктах.
   Другие аспекты деятельности компании также направлены на продвижение ее бренда. Пользователь, впервые просматривающий сайт Apple, получает стойкое впечатление, связанное только с этим брендом: навигация по сайту максимально проста и удобна, число непонятных терминов и компьютерного жаргона снижено до минимума. Продукция и уровень обслуживания Apple также традиционно находятся на самом высоком уровне. Каждый, кто заказывал себе новый iPod, знает, как красота и стильный дизайн упаковки гармонично сочетается с высококлассным продуктом внутри. Это один из главных козырей компании: высокий уровень бренда чувствуется с момента знакомства клиента с ее продукцией.
   В 90-е годы Apple изменила себе и ввязалась в конкуренцию с другими производителями на новом для себя корпоративном рынке. Продажи начали падать, и только в конце 1997 года под слоган «Think Different» («Думай по-другому») Стив Джобс представил iMac первый в линейке продуктов, с отличительным "i" в названии. Префикс подразумевал слово «я», т.е. большую персонализацию. Хорошие по тем временам цветовые параметры и ультра простая настройка принесли iMac громкий коммерческий успех. А новый слоган был направлен на всех потребителей?—?вне зависимости от их рода их занятий.

Знак качестваЗнак качества


Знак качестваGoogle
   Точкой отсчета начала истории корпорации Google можно считать 1995 год, когда Лари Пэйдж (Larry Page) встретил Сергея Брина (Sergey Brin) в Стэнфордском университете и эти двое студентов начали работу над поисковиком. Название Google произошло от слова Googol, намеренно искаженного Брином, которое означает десять в сотой степени?— 10100. Первый логотип компании был создан Брином с помощью графического редактора GIMP. В 1999 году Рут Кедар (Ruth Kedar), старший преподаватель в Стэнфорде, разработала новый логотип Google, такой, каким мы видим его по сей день. Нынешний облик логотипа Google простотой и незамысловатостью напоминает беглый набросок, как будто сделанный походя, легко и непринужденно. Сложно представить, что на самом деле в процессе разработки он претерпел множество трансформаций.
   Название компании тоже было подобрано на удивление удачно! Настолько удачно, что это слово превратилось в глагол. Сегодня весь мир только тем и занимается, что пытается «нагуглить» какую-либо информацию. Может показаться, что такое название влетело создателям компании «в копеечку». Однако это совсем не так. На самом деле они не заплатили ни цента! А все потом у, что, как и в случае с большинством всемирно известных брендов, название Google было придумано самими учредителями. С этим, кстати, связана забавная история.
   Будучи повернутыми на математике гиками, Сергей и Ларри решили назвать свою компанию в честь астрономически большого числа «гугол» (Googol). Это был каламбур, подразумевающий, что новый движок моментально проводит поиск по огромному количеству веб-сайтов. Вооружившись отличным продуктом и удачным названием, разработчики начали поиск инвесторов. Один из первых инвесторов компании был так впечатлен проектом, что выписал чек прямо на встрече. Однако он так торопился, что сделал ошибку и выписан чек для Google. 
   И название таким и осталось. Остальное, как говорится, это история…бренда.

Знак качестваIBM
   16 июня 2011 года компании International Business Machines (IBM) исполнилось 100 лет. В условиях динамичной американской экономики мало каким компаниям удается продержаться на плаву так долго, не говоря уже о том, чтобы приносить серьезную прибыль! Такие проекты можно пересчитать по пальцам одной руки: Ford, GE и несколько банков, которым удалось разрастись благодаря череде слияний и приобретений. В историях всех этих компаний есть один общий момент: способность к адаптации.
   Далее перечислены 15 эпизодов в истории IBM, сделавших ее компанией, которой она является сейчас:
   1914: Формулировка миссии корпорации. Президент и идейный вдохновитель компании Томас Уотсон (Thomas Watson) решил направить ресурсы компании на разработку крупномасштабных универсальных корпоративных решений. Удивительно, но этой стратегии IBM следует и по сей день.
   1928: Развитие инновационной культуры.?Внедрение программы «План предложений», в рамках которой каждый сотрудник мог внести свои предложения по улучшению продуктов компании и получить за это денежное вознаграждение. Таким образом, было получено начало инвестиций IBM в инновационные научные разработки и исследования.
   1943: Шаг навстречу талантам. IBM открывает офис в Сан-Хосе, Калифорния, с целью находиться ближе к растущему центру разработок в сфере электроники, который позже станет известен как Силиконовая Долина. Через четыре года в рамках этого проекта был изобретен дисковод для жестких дисков.
   1953: Реорганизация для роста. Томас Уотсон Младший, который принял эстафету у своего отца, проводит серьезную реорганизацию компании в направлении создания более современной структуры управления и обеспечения большей прозрачности. Именно ему удалось превратить среднего по размеру производителя табулярного оборудования и печатных машинок в мирового лидера по производству компьютеров.
   1954: Гранит науки. IBM начинает сотрудничать с академическими учреждениями, чтобы оставаться на острие науки. В частности, благодаря совместной работе с Массачусетским технологическим институтом в 1952 году компания заключает договор с ВВС США на создание 56 компьютеров для ПВО стоимостью $30 млн каждый.
1957: Ставка на новые технологии. IBM завершает эру электронно-лучевых трубок и переходит на полупроводниковую электронику. С этого момента все разработки компании основаны исключительно на полупроводниковых технологиях.
1964: Успех компании поставлен на карту. IBM представляет System/360, первое семейство компьютеров класса мейнфреймов, в котором проводилось четкое различие между архитектурой и реализацией. Эта особенность позволяла заказчику использовать недорогую модель, после чего обновиться до более крупной системы, с ростом компании — без необходимости переписывать программное обеспечение. Для обеспечения совместимости IBM впервые применила технологию микрокода, который применялся во всех моделях серии, кроме самых старших. Затраты на разработку System/360 составили около 5 млрд долларов США. Если бы проект провалился на рынке, существование компании оказалось бы под угрозой. Однако он оказался очень успешным и предопределил дальнейшую стратегию разработок компании.
   1969: Платное программное обеспечение. В 1968 г. компания CDC подала на IBM в суд, обвинив последнюю в нечестной конкуренции. За этим иском последовало возбуждение антитрестовского процесса со стороны государства и ряд исков от других производителей. В 1982 году процесс был завершен, однако компания была вынуждена отделить программное обеспечение и сопутствующие услуги от оборудования при продаже , что привело к установлению цен на ПО, которое ранее поставлялось бесплатно вместе с оборудованием.
   1981: Шаг навстречу потребителям. В 1981 году был выпущен первый массовый персональный компьютер производства IBM. IBM PC продавался в различных конфигурациях. Самая дорогая стоила $3005. Самая дешевая конфигурация обходилась в сумму $1565. Таким образом, дорогая модификация IBM PC была создана для бизнеса, где, кстати, и получила довольно широкое распространение, а более дешевая — для дома.
   1988: Забывая уроки 1964 года. IBM снова начинает сотрудничать с Мичиганским технологическим институтом и MCI Communications по разработке глобальной коммутационной сети NSFNet, прародительницы Интернета. Однако через пять лет компании пришлось уйти из проекта и сосредоточить усилия на своих собственных разработках.
   1991: Реорганизация №2. Продажи компании начинают падать и ее глава Джон Эйкерс (John Akers) принимает решение о продаже непрофильных направлений бизнеса (печатные машинки, принтеры Lexmark printers и пр.). Кроме того, он проводит реструктуризацию компании, сделавшую ее подразделения более автономными. Такая политика была направлена на повышение шансов компании в прямой конкуренции с Microsoft, Oracle, Novell, HP, Seagate и другими компаниями с более узкой спецификой деятельности.
   1993: Кризис. Когда в 1993 году Луи Герстнер (Louis V. Gerstner) стал руководителем корпорации IBM, дела в ней шли хуже некуда: убытки за год составили $8 млрд, 45 тыс. человек были уволены. За пять лет Герстнеру удалось вернуть компьютерный гигант на подобающее ему место в иерархии современного бизнеса.
   1995: Новая стратегия. В 1995 году Герстнер инициировал новую стратегию компании?—?«сетевые вычисления». Он объявил, что компания будет создавать высококачественное оборудование, программное обеспечение и услуги для каждого «сантиметра высокоскоростных широкополосных сетей будущего».
   2005: Продажа части бизнеса. В рамках новой стратегии IBM продает свои линейки компьютеров китайской компании Lenovo?—?в том числе, ноутбуки ThinkPad и рабочие станции PC.
   2008: Приобретения в рамках новой стратегии. IBM приобретает компании Telelogic и Cognos и делает межплатформенное программное обеспечение основой своего бизнеса. Сделки стали завершением 8-летней серии сотрудничества. Результат?—?более 50 приобретений компании, в том числе: Princeton Softech, DataMirror, SRD, Trigo, Alphablox и консультационного подразделения PWC.