Талантливую молодежь в России будут искать по-новому

Вчера, 24 января, на коллегии Минобрнауки России обсудили проект концепции «интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи в общенациональную систему», разработка которой была начата летом 2011 года рабочей группой под руководством помощника президента РФ Аркадия Дворковича. Уже к декабрю документ проекта был предоставлен на сайте Минобрнауки.

На прошедшей коллегии от коллектива авторов с докладом выступил ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов. Понятие «одаренности» понимается им как «системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Одарённый (талантливый) ребёнок, по словам Кузьминова, выделяется яркими, очевидными, и даже выдающимися достижениями, либо имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности.

Авторы работы отмечают целый ряд проблем, связанный с отсутствием в современных российских условиях отлаженной системы по выявлению и поддержке талантливых детей. Называются такие причины, как отсутствие четко сформированного государственного и социального заказа на развитие одарённых детей; отсутствие отработанных методик по их выявлению, системы подготовки преподавателей для работы с талантливыми учениками, а также банальная нехватка средств, выделяемых для этих целей.

В России имеется сложившаяся система олимпиад, но она не справляется с декларируемой задачей по выявлению талантов. Как считает ректор НИУ ВШЭ, олимпиады ориентированы на внеконкурсное поступление школьников в вузы. «Известно, что на муниципальном и региональном этапах отбора побеждают свои люди», - добавляет он. Говоря о ЕГЭ, Кузьминов отмечает невозможность воспринимать его как инструмент для раскрытия одарённости. Еще летом было предложено ввести два уровня экзамена, один из которых – с повышенной степенью сложности для учеников, которые увлечены предметом и хотят продемонстрировать свои знания.

Если в школе и учреждениях дополнительного образования сейчас хоть как-то занимаются отбором и поддержкой талантов, то ВУЗы этому должного внимания не уделяют, говорит Ярослав Кузьминов. Нечего говорить и о послевузовской деятельности, когда молодые специалисты, не получившие в своей организации возможности проявить себя, вынуждены уезжать за границу, где им могут обеспечить не только высокую оплату труда, но и создать для них привлекательную интеллектуальную среду.

Для решения существующих проблем в поиске и развитии в России одарённых детей и молодёжи (к последней категории отнесены люди до 30 лет в сфере искусства, до 35 – науки и образования, до 21 – в спорте) в предложенной концепции имеется целый комплекс мер. Государство должно при этом взять на себя обязанность по обеспечению равных условий для выявления и поддержки талантов независимо от социальных и материальных возможностей их семей.

Среди конкретных мер предлагается, например, ввести в курсы педагогики и психологии, которые изучают в вузах будущие учителя, раздел «Одарённые дети». Также предусматривается выделение студентам и молодым профессионалам персональных грантов за достижения в науке, культуре и спорте; аспирантам – увеличить стипендии при условии сокращения приёма в очную аспирантуру. В системе интеллектуальных состязаний авторы концепции считают необходимым расширить их тематику, продумать систему стимулов для участников, в том числе развивать межотраслевые олимпиады. Отмечается, что к олимпиадам необходимо привлекать и учеников младших классов.

Искать и поддерживать таланты будет специально созданный Координационный совет при правительстве России, средства для которого будут выделены из федерального и регионального бюджетов, а также от частных лиц, в особый фонд, который обяжут публично отчитываться обо всех расходах.

Замминистра образования и науки РФ Максим Дулинов, присутствующий на коллегии, отметил, что в тексте концепции не совсем чётко прописано, на чём предстоит сделать акцент: на работе с талантами в специализированных учебных заведениях (лицеях, гимназиях, интернатах) либо в массовой школе. Он считает, что требует дополнительного обсуждения и вопрос расширения тематик Всерос сийской олимпиады школьников, проводимой под эгидой Минобрнауки России. «Мы считаем, что в этой олимпиаде надо всё оставить без изменений. А дополнительные тематики развивать в вузовских олимпиадах (РСОШ)», – добавил Дулинов.

По словам Дулинова, в Минобрнауки России уже поступили замечания к концепции из 35 субъектов РФ и различных ведомств. Они будут переданы группе Дворковича для обработки в начале февраля. Также планируется создать специальный сайт, на котором будет вестись общественное обсуждение документа.


(На фото - ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов)