Пузырь на рынке искусства?— в китайском стиле

Пузырь на рынке искусства — в китайском стилеНиколас Форрест

Известный австралийский маркетинговый аналитик, искусствовед и журналист. Он ведет блог, пишет для журналов Antiques и Collectibles Pleasure and Profit, а также других изданий об искусстве


К лидерству Китая в экономике и политике все, похоже, уже привыкли. Но Поднебесной необходимо доказывать свой статус нарождающегося гегемона и на других рынках. В частности, на рынке искусства. Если Маслоу прав, и иерархия потребностей действительно существует в описанном им виде, то Китай уже явно удовлетворил свои базовые потребности в безопасности, еде, воде, а потому задумался о вечном. В то же время, культура, в которой выросли китайские коллекционеры, не во всем совпадает с культурой чопорных европейцев из аукционных домов. А это подчас приводит к неприятным коллизиям. Во всем этом решил разобраться .

   Мировой рынок искусства сейчас, бесспорно, демонстрирует положительную динамику, что, не в последнюю очередь, связано с активностью покупателей из Китая, которая вывела не только внутренний рынок страны, но и глобальный рынок искусства на новый уровень. Чтобы прийти к такому выводу, не обязательно разбираться в искусстве?—?достаточно прочитать пару журналистских обзоров аукционов, которые в избытке можно найти в интернете. Китайский арт-рынок в 2010 году впервые в истории открытых торгов вышел на первое место в мире по аукционной выручке, обогнав традиционную «тройку» лидеров США?—?Великобритания?—?Франция. По данным исследования TEFAF, объем рынка только китайского антиквариата в 2010 году составил 6 миллиардов евро (8,6 миллиардов долларов), показав рост на 160 процентов по сравнению с аналогичным показателем 2009-го. По подсчетам Bloomberg, рынок китайских культурных ценностей сейчас составляет более 10 миллиардов долларов. На мой взгляд, единственная проблема в том, что большинство этих журналистов не пытаются проанализировать факты, о которых пишут. С другой стороны, в работу обозревателей анализ рынка и не входит, с них требуется просто описывать события и брать интервью. Однако в результате читатели могут получить неверное впечатление о причинах и следствиях происходящих изменений рынка и теряют возможность понять эти изменения и адаптироваться к ним.
Пузырь на рынке искусства — в китайском стиле
По подсчетам Bloomberg, рынок китайских культурных ценностей сейчас составляет более 10 миллиардов долларов.


   Говоря о пузыре на рынке искусства, стоит заметить, что наиболее частой ошибкой является смешение краткосрочных и долгосрочных тенденций при анализе. Для того чтобы правильно оценить этот показатель, необходимо глубокое знание и понимание истории искусства и механики развития рынка под влиянием внешних и внутренних факторов. Опираясь на свои компетенции в этой области, я считаю, что можно говорить о краткосрочном пузыре на китайском рынке искусства и стабильности этого рынка в долгосрочной перспективе. Думаю, не стоит объяснять, как важно состояние именно рынка в связи с его огромным влиянием на общемировой рынок. Принимая во внимание тот факт, что экономика Китая?—?одна из самых быстро развивающихся в мире, сложно удивляться огромным суммам денег, которые жители этой страны тратят на искусство и предметы старины. Все бы хорошо, только этот своего рода китайский Ренессанс начинает давать трещину. Больше всего меня беспокоит то, что интерес китайских ценителей искусства касается не только общепризнанных мастеров, но и молодых китайских художников. Во-первых, покупка работ людьми, которые не разбираются в искусстве, приводит к необоснованному росту цен на работы молодых художников. Во-вторых, в Китае нет системы и инфраструктуры частных галерей, которая помогла бы молодым художникам развиваться, расти и постепенно оттачивать свое мастерство. В результате молодые таланты попадают в центр внимания общественности и критиков абсолютно не подготовленными. Помимо этого, системы галерей обычно помогает отделять «зерна от плевел»: по-настоящему талантливых художников от обычных «выскочек».


В Китае нет системы и инфраструктуры частных галерей, которая помогла бы молодым художникам развиваться, рас ти и постепенно оттачивать свое мастерство.


   В долгосрочной перспективе ценность работ художника определяется поддержкой и патронажем галерей. В ближайшем будущем бурлящий китайский рынок искусства неизбежно начнет остывать, и тогда покупателям придется пересмотреть ценность своих приобретений. Вряд ли художники, не имеющие за плечами серьезной подготовки и поддержки, смогут выдержать такую переоценку ценностей.
   Те, кто следит за событиями на мировом рынке искусства, знают еще об одной проблеме: ценители прекрасного из «Поднебесной» часто отказываются оплачивать свои покупки. В связи с этим аукционам приходится принимать меры, например, обязывать участников аукционов вносить возвращаемый депозит до начала аукциона. Эта мера достаточно действенна, однако порой приводит к конфликтам между аукционными домами и покупателями из Китая, которые привыкли вести бизнес в определенной социальной и культурной обстановке. Об этом далее. Игнорировать счета западных аукционных домов клиентам из «Поднебесной» не в новинку. Информация о возросшем числе случаев отказа оплачивать приобретенные на аукционах лоты появилась еще в 2007 году. С 2009 года число таких случаев возросло. В числе наиболее популярных причин нежелания китайских коллекционеров платить по счету:
   1. Политические причины?—?в тех случаях, когда лоты были якобы похищены из Китая. Примером может служить аукцион Christie’s 2009 года, на котором была выставлена коллекция Ива Сен-Лорана и Пьера Берже. Задолго до начала торгов Китай стал протестовать против продажи двух бронзовых скульптур в виде голов крысы и кролика, похищенных из летнего императорского дворца Юаньминюань в 1860 году. Появление этих лотов на аукционе было воспринято китайской общественностью с громким негодованием, их продажу считали незаконной. «Голову крысы» и «Голову кролика» требовали безвозмездно возвратить китайскому народу. Тем не менее, Christie’s выставил обе скульптуры на торги и продал за 31,5 миллиона евро. Однако китайский коллекционер Цай Минчао (Cai Mingchao) свою покупку так и не оплатил, заявив, что «действовал в интересах всего китайского народа», и добавил, что таким образом выполнил свой гражданский долг.


В ближайшем будущем бурлящий китайский рынок искусства неизбежно начнет остывать, и тогда покупателям придется пересмотреть ценность своих приобретений.


   2. Сожаление покупателей. Многие китайские покупатели выигрывают лот по цене, серьезно превышающей предварительную оценку, а затем начинают сожалеть о необдуманной покупке.
   3. Нехватка средств. Многие участники стремятся выиграть аукцион любой ценой, чтобы не «потерять лицо», и в результате делают ставки не по средствам.
   4. Переговоры. Китайские покупатели склонны торговаться с аукционными домами уже после завершения аукциона относительно окончательной цены лота и условий оплаты.
   5. Обмен валюты. Очевидно, обменять китайскую валюту на европейскую и перевести деньги с китайского счета непросто, и это требует значительного времени.
Пузырь на рынке искусства — в китайском стиле   Конечно, таких случаев пока сравнительно немного, однако они определенно подпортили репутацию китайских коллекционеров и вынудили аукционные дома с осторожностью относиться к таким клиентам.

Ник Форрест,
специально для
«»





https://www.venture-news.ru/ipo-news/64680-mozhno-li-vyigrat-v-kazino-vsya-pravda-kotoraya-shokiruet-kazhdogo.html