"Внутренние стартапы" в Google - размышления блоггера

"Внутренние стартапы" в Google - размышления блоггераОколо года назад на Техкранче вышла статья, рассказывающая о появлении "автономных отделов" (autonomous units) внутри Google. Идея в том, что в какой-то момент в New York Times появился текст с упрёками в адрес компании, где автор прошёлся по разрастающейся бюрократии в Google и что сотрудники из этого монстра предпочитают уходить в маленькие компании. Блоггер рассуждает на эту тему.

Ну и правда - в Кремниевой долине нет проблем с трудоустройством. Тот же Facebook нанимал и нанимаем страшными темпами, да и других компаний, включая стартапы полно и бывших "гуглеров" там ждут как правило с удовольствием. Во всяком случае, когда я посещаю Facebook, людей из Google там полно. Если приехать с текущим "гуглером" - он будет постоянно с кем-то здороваться ;-)

Так вот, Гугл попытался ответить на этот вызов создавая "автономные юниты", которым он предоставляет место в офисе, организацию путешествий и еду, а остальное как бы остаётся на совести руководства такого юнита. Куда пойдёт проект, кто принимает решения, кого при этом слушает - всё это решается в рамках самого юнита. Таким образом, вроде как, достигается уменьшение количества бюрократии.

Ок, началась эта инициатива полтора года назад, но что с ней стало я не знаю. Что слышно, это что гугл вообще разогнал к чёрту кучу накупленных ранее стартапов и запущенных уже проектов и решил сконцентрироваться всего-то на трёх вещах, а не на ста двадцати. Интересно, что при этом стало с концепцией "автономных юнитов" - мне не удалось это узнать. Больно подпольная была тема.

А тема-то очень интересная. Если у организации есть сто фокусных направлений, то надо может и надо заботиться об автономности каждого из них, чтобы основной бизнес не вредил новому. Собственно, об этом книжка The Innovator's Dilemma, которую я вам уже рекомендовал. Но если у тебя три направления, то всё становится гораздо проще. Ты знаешь что делать. Надо просто делать.

Если у тебя есть одна или две достаточно большие идеи, которые могут изменить мир к лучшему, то вокруг них очень легко сплотиться коллективу любого размера и в таких условиях просто эффективно работать большой, разнородной команде. Если у тебя 100 мелких нишевых проектов, каждый из которых ничего не решает, они думают про себя как про замученных бюрократией героев и им нужна "автономность".

Любопытно наблюдать, как Гугл сейчас перемешается из компаний категории "у нас сто идей, мы изменим мир!" во вторую - "у нас три очень, очень больших идеи - приходите менять мир". Очень любопытно будет посмотреть, как при этом будет меняться внутренняя культура. Было бы интересно послушать как это происходит в больших отечественных интернет-компаниях - кое-где именно такой тренд. Если есть что сказать - расскажите, пожалуйста.