4 совета по выбору лучшей платформы краудфандинга

Краудфандинг – инструмент, безусловно, эффективный, однако его новизна подразумевает риск, связанный с отсутствием опыта и проверенных схем его реализации. Компаниям, которые планируют воспользоваться им впервые, будут полезны советы относительно выбора платформы, предоставленные Райаном Калдбеком (Ryan Caldbeck), учредителем и управляющим директором краудфандинговой платформы CircleUp.

Привлечение капитала – одна из важнейших и, вместе с тем, сложнейших задач молодой компании. Учредителям приходится беспокоиться об оценочной стоимости, размытии долей, а также влиянии потенциальных инвесторов на ход развития компании. После подписания билля JOBS у предпринимателей появился целый ряд новых возможностей, которые помогут сделать процесс привлечения капитала менее болезненным и гораздо более простым. Все эти возможности можно описать одним словом – краудфандинг. О преимуществах этого инструмента было сказано уже немало, однако в основном эта информация связана с законодательными изменениями и преимуществами инструмента в теории. К сожалению, почти никто не пишет о том, как реализуется этот процесс на практике и с какими трудностями придется столкнуться инвесторам.

Многое (если не все) в краудсорсинге зависит от выбора платформы, через которую будет привлекаться финансирование. Ниже перечислены 4 главных момента, на которые следует обратить внимание предпринимателю при ее выборе.

1. Выясните как можно больше об инвесторах сайта

Информация об инвесторах краудсорсинговой платформы также важна, как информация об инвесторах, с которыми вы сотрудничаете напрямую. Если с сайтом работают известные инвесторы с отличной репутацией, наверняка на нем представлены перспективные проекты. Попадание в их ряда станет залогом успеха для любой компании. Такое «соседство» в результате даст новые связи с инвесторами и стратегические партнерства.

2. Остерегайтесь неблагоприятного отбора

Если на краудфандинговой платформе превалирует неблагоприятный отбор, а именно: большинство проектов представляют собой технологические компании, которым не удалось привлечь средства другими более традиционными методами (от венчурных фондов или инвесторов-ангелов), - это почти всегда означает, что общий уровень качества проектов на сайте достаточно низок. Это, в свою очередь, привлекает менее дальновидных инвесторов.

Поэтому ищите сайты, через которые привлекают инвестиции действительно перспективные проекты. Это автоматически означает (на практике, почти гарантирует) присутствие на сайте серьезных инвесторов, с которыми стоит сотрудничать.

Тем не менее, есть секторы, для которых это правило не работает. К примеру, деловые услуги и потребительские товары. Небольшим компаниям в этих секторах (с оценочной стоимостью менее $5 млн) почти невозможно получить чек от институциональных инвесторов. Краудфандинговые платформы, в этом случае, являются отличным способом вхождения в бизнес для крупных инвесторов.

3. Проверка безопасности

В рамках краудфандингового процесса компании делятся с потенциальными инвесторами ценной информацией через портал, поэтому уверенность в безопасности этой информации является важнейшим фактором. Сотрудничать стоит с порталами, которые являются зарегистрированными брокер-дилерами, поскольку только такие сайты официально уполномочены быть посредниками при сделках с ценными бумагами. Необходимо попросить сайт предоставить юридические консультации, escrow-услуги и другие инструменты защиты ваших интересах при привлечении капитала.

4. Изучите юридическую документацию

В ходе привлечения финансирования вам, как минимум, придется подписать договор о покупке акций, договор о правах инвестора, а также (скорее всего) внести изменения в свое свидетельство о регистрации компании для создания дополнительных классов акционеров.

Большинство краудсорсинговых порталов придерживаются стандартного регламента подобных документов. Безусловно, такие бумаги обязательно должен изучить ваш юрист, однако есть ряд пунктов, на которые вы можете обратить внимание и понять самостоятельно.

Например, какие права инвестора на информацию указаны в договоре о правах инвестора? Ежемесячный отчет определенно потребует от вас больше времени чем, например, ежеквартальный. Еще один момент: есть ли у вас, вашей компании или группы инвесторов, с которыми вы находитесь в дружеских отношениях, право "потянуть за собой" (п раво акционеров, владеющих большей частью акций компании и поддержавших какое-л. предложение о покупке или поглощении компании, потребовать, чтобы и остальные акционеры приняли данное предложение и продали свои акции)? Ваша база акционеров значительно возрастет в результате привлечения средств с помощью краудфандинга. Позаботьтесь о том, чтобы это не повлияло на ваш вес в ней при принятии последующих инвестиционных решений.