Почему бюрократы не запускают стартапы, или 8 культурных отличий

Почему бюрократы не запускают стартапы, или 8 культурных отличийПост можно было назвать “Почему я больше не работаю в корпорациях”, а можно было бы “Какой не должна быть компания, чтобы создавать что-то новое”. На самом деле, по следам того, что я видела в самых разных конторах, в общем и целом будет справедливо сказать, что между хорошими стартапами и среднестатистическими компаниями есть очень конкретные культурные отличия. Отличия, которые останавливают развитие компаний и сводят ее деятельность к абы как исполнению найденной бизнес модели.

Итак, как корпоративная культура компаний отличается от культуры (если это можно так назвать), которая зачастую складывается в хороших стартапах - публикация на .

1. Несправедливое неравенство. При рассмотрении любых вопросов в компаниях действует субординация и учитывается не только и не сколько ценность предложения, сколько служебное положение того, кто их вносил. Горизонтальных организаций практически нет. Понятно, что на этом теряется огромное количество всякого рода креативного запала у всех сотрудников не высшего звена. В итоге в стартапе, даже если это небольшая команда, вносить ценность могут больше людей, чем в тысячной корпорации.

2. Официальная миссия. В компании люди попадают на работу. А миссию пишет руководство и вешает на стенку. В стартапы люди попадают только в случае, когда они действительно хотят это создать и верят в то, что это нечто нужное.

3. Терпимость к халтуре. В маленьком коллективе хорошего стартапа халтурщики долго не задерживаются, их отторгает сам коллектив. А в компаниях достаточно выполнять плановые нормативы, чтобы не было повода тебя уволить. В итоге концентрация посредственностей даже в хороши компаниях выше, чем в хороших стартапах.

4. Безучастие к расходам. В компаниях сотрудники не знают, сколько есть денег и не участвуют в расходовании этих денег. Компаний, в которых сотрудники пытаются экономить деньги, почти нет. Есть заменители: внесение рацпредложений по снижению расходов, действия в рамках бюджета и т.д. Но это не имеет отношения к искренней заботе внутри команды стартапа о том, чтобы не тратить деньги зря и их хватило до нужного момента.

5. Отсутствие мечтаний о будущем компании. Сколько вы видели сотрудников компаний, чьей мечтой на рабочем месте было прекрасное будущее компании, а не свой личный годовой бонус? Думают ли люди, устраиваясь работать в компании о том, к чему придет компания, а не о том, что произойдет с их карьерой? Это разница мотивации, которая отражается на ежедневной деятельности.

6. Стартапы без лидеров не живут, компании без лидеров продолжают существование. Команда стартапа, как правило, признает и верит в лидера проекта. И лидер проекта понимает, какая ответственность на нем лежит. В компаниях начальство чаще становится предметом обсуждения “Да за что ему вообще эта должность”. Да и сами они частенько довольствуются служебным положением и полномочиями, не особо заботясь о том, чтобы люди им верили.

7. Непрозрачность и ложь. В стартапе каждый сотрудник в курсе того, что происходит. Проблемы обсуждаются, серьезные решения принимаются быстро, когда все плохо – люди знают об этом еще больше, чем когда все хорошо. В компаниях принято на собраниях обсуждать только успехи и достижения, рассказывая о том, как все хорошо. Я как-то присутствовала на одном таком собрании. Из компании за последние три месяца ушли лучшие сотрудники, никаких новых больших контрактов не было, все об этом знали, но на собрании обсуждали только как все замечательно. Эта ложь пронизывает корпорации, все привыкают к тому, что все все знают, но молчат.

8. Взаимное неуважение. Как часто вы слышали разговоры в коридорах, когда продажники говорят, что это они тут делают деньги, а остальные ничего не понимают. Технари говорят, что продажники слишком много получают и должны больше работать. Каждый считает, что он работает лучше всех, его недооценивают, а остальные работают плохо. Подобные стартапы вымирают как мухи, а компании могут существовать так достаточно долго.

Компании, которые справляются хотя бы с частью этих проблем, как мы все знаем, становятся гораздо более успешными. Некоторым даже удается добиться квинтэссенции стартап атмосферы. Это радость от работы, сильная энергетика и предельная честность всех со всеми. Это то, что харак теризует атмосферу внутри хорошего стартапа. Это то, чего так сложно добиться компаниям. Чтобы сотрудники рассказывали друзьям о том, как тут весело работать. Чтобы жаловаться и причитать было не принято. Чтобы каждый старался поддержать этот позитивный настрой. Этого хотелось бы пожелать всем, будь то начинающие стартапы или состоявшиеся компании.

Навеяно книжкой “Стартап в сети” и воспоминаниями.