Краудфандинг находит креативное выражение

Краудфандинг находит креативное выражениеSpencer Tunick

"Dead Sea 6, 2011," фотография, на создание которой пользователи пожертвовали по $5,000 на Kickstarter, а теперь полученные фото стоят по $10,000 каждая.


Стивет Глассмен (Stephen Glassman) предложил амбициозную идею художественной инсталляции: превратить билборд над одним из самых оживленных шоссе Лос-Анджелеса в живой бамбуковый сад, окруженный облаком тумана и снабженный датчиками качества воздуха и Wi-Fi.

Найти подходящее место было самым легким делом. Для того чтобы реализовать проект, необходимо получить разрешение на это у городской администрации, убрать существующую на этом месте городскую инфраструктуру, оплатить услуги плотника, садовника, юриста, приобрести оборудование и датчики, сами саженцы бамбука, распылители воды, и так далее. Все эти составляющие требовали серьезных затрат.

Несмотря на всю дороговизну проекта, он обещал быть интересным для публики именно благодаря своей необычности и странности. Кроме того, такие инсталляции привлекают внимание к другим работам, находящимся рядом с ними.

К сожалению, такие серьезные проекты крайне сложно реализовать. Начинающие и перспективные художники любят использовать в своих работах новейшие технологии, которые, естественно, стоят недёшево и требуют участия целой команды специалистов.

По этой причине, Глассмен и его коллеги по цеху все чаще обращаются к краудфандинговым сервисам вроде Kickstarter и Indiegogo для сбора средств на реализацию своих амбициозных идей. По данным Kickstarter, с 2009 года с помощью сервиса было успешно профинансировано 640 проектов в сфере публичного искусства, большинство из которых являются именно инсталляциями. Только за 2012 год сервис помог привлечь финансирование для большего числа проектов, чем Национальный фонд поддержки искусств в Вашингтоне. Представители Indiegogo также подтвердили, что кампании по привлечению средств на создание инсталляций становятся все более популярными, хотя точную статистику сервис не разглашает.

Публичная сущность подобных проектов делает их идеальными для крауфандинга. Результат проекта могут увидеть и оценить все желающие, поэтому люди охотнее делятся своими деньгами. В частности, Глассмен привлек $100,772 на Kickstarter на создание своего бамбукового сада.

В духе крауфандинга, инициаторы проектов предлагают своим микроинвесторам вознаграждения. Иногда, это небольшой кусочек инсталляции или ее фотография. Это также выгодно и удобно создателям проекта, поскольку крупные инсталляции тяжело хранить и ее тяжелее продать.

Примеров таких проектов великое множество. Американская художника Молли Крабаппл (Molly Crabapple) привлекла на Kickstarter $25,805 от 745 пользователей на реализации своего проекта, который заключался в том, что она заперлась в комнате на 5 дней, облепила стены бумагой и заполнила ее рисунками, которые затем отправила микроинвесторам.

Ари Фрухтер (Ari Fruchter) организовал кампанию на Kickstarter по сбору средств на реализацию проекта Спенсера Туника (Spencer Tunick), в ходе которого 1200 обнаженных натурщиков были собраны вместе и сфотографированы в Мертвом море в Израиле. Проект привлек $116,270, при этом минимальное вложение составило $5,000. Участники проекта получили фотографии, выпущенные ограниченным тиражом, которые теперь можно продать примерно за $10,000.

Другие проекты предлагают менее осязаемую награду в виде возможности поучаствовать в инсталляции. К примеру, фотография инвестора может быть вывешена на стену в ходе инсталляции, а если инсталляция включает инсценировку – его имя может быть произнесено.

Инициаторы проектов пытаются взаимодействовать с инвесторами всеми возможными способами. К примеру, «Неделя в аду Молли Крабаппл» сопровождалась живой видеотрансляцией, доступной всем, кто вложил деньги в проект, кроме того, инвесторы могли связаться с ней по электронной почте и предложить свои идеи рисунков.

Мнения специалистов относительно того. позитивны эти изменения в искусстве или нет. различаются. Они считают, что такая коммерциализация ухудшает качество работ и мешает художнику абстрагироваться от материальной выгоды и самовыражаться. С другой стороны, краудфандинг помогает реализовать проекты, которые в противном случае вообще не были бы созданы. В таких случаях, спорить о их качестве глупо – речь идет об их появлении или погребении в фантазии художника.