Стартап в России – дело неблагодарное, но необходимое
Участники poSEEDelki разбирались, есть ли стартап-бум в России и что он несет отечественному предпринимательству. Мария Байракова нашла в нынешней ситуации параллели с временами «сухого закона» в США, а также предрекла крах большинству российских стартапов. Все ли так плохо?
На этот раз GreenfieldProject и бизнес-инкубатор ГУ-ВШЭ выстроили неформальную встречу предпринимателей вокруг темы «Стартап-бум “по-русски” – есть ли перспективы?».
Мария Байракова (SM&Partners), пришедшая рассказать о перспективах стартапов в России, взяла с места в карьер: «Ничего нового в стартап-буме нет. Все это уже было в ходе золотой лихорадки или, скажем, НЭПа. В эпоху Эльдорадо и Клондайков люди выстраивались к конторке, торговавшей разрешениями на разработку золота; сейчас российские проекты точно так же набиваются в очередь к инвесторам. И не все понимают, что вкладывать в стартап сейчас ничуть не безопаснее, чем торговать алкоголем во времена «сухого закона» в США – риски те же».
Проведя исторические параллели, Мария выделила ключевые моменты, толкающие людей к созданию своего дела во время бума: жажда «легких денег», иллюзии относительно бизнеса и неверные ориентиры. «Как итог, мы имеем огромное количество стартаперов, которые не имеют делового опыта. Помножьте это на слабую предпринимательскую культуру в России. А теперь давайте подумаем: если по статистике Project Management Institute на Западе до 70% проектов – неудачники, то какой эта цифра будет у нас?»
Для тех, кто не боится рисковать, Мария вывела несколько советов:
До того, как бежать создавать стартап, поработайте в крупной компании. Это научит вас решать конфликты и разбираться в людях.
Работа в стартапе дает тот опыт, который вы нигде больше не получите. Но не забывайте и о знаниях, работайте над образованием и самообразованием.
Научитесь расставлять приоритеты.
Умейте говорить «нет».
Но даже грамотная оценка своих возможностей и ресурсов не гарантирует, что проект, рожденный в эпоху бума, будет удачен. Тем не менее, стартап-бум – это вовсе не плохо. По мнению Байраковой, именно из среды стартаперов выйдут грамотные и разумные предприниматели, которым под силу создать в России экосистему малого и среднего бизнеса.
Мария считает Восточную Европу одним из самых перспективных инновационных регионов. «Но стартаперы должны четко представлять, с чем им предстоит столкнуться. Используйте разумный и профессиональный подход – это поможет», – уточняет она.
Выступление настолько зацепило некоторых гостей, что с экспромт-докладами о потенциале российского предпринимательства вызвались выступить Николай Михайловский (POIdo) и Дмитрий Алтухов (Friends Around). Они уточнили, что все стартапы нацелены на масштабируемую бизнес-модель, но найти и реализовать ее получается у единиц.
А после докладов, по традиции, прошло неформальное обсуждение бизнес-идей от участников poSEEDelki. Первым о себе рассказал проект Gootime: геолокационный сервис персональных подсказок о том, где можно приятно скоротать время. Ребята уже далеко ушли от стадии идеи – за их плечами участие не в одном стартап-мероприятии. Однако, как заметила аудитория, имея четкое видение своего будущего, стартап испытывает проблемы с выбором первоначального функционала.
Следующей выступала Алина с идеей, как метко охарактеризовал ее один из участников, «породить второй Disney». Она предложила создать целую серию продуктов для детей – книги, мульт- и кинофильмы, онлайн-игры, игрушки и т.д., которые будут основаны на истории придуманных ею персонажей.
Идея имеет экологическую подоплеку, так что герои будут олицетворять «душу» природных объектов: камней, деревьев и т.д. «Познакомившись с таким персонажем, ребенок в следующий раз подумает, прежде чем сломать ветку у дерева», – считает Алина. Аудитория отнеслась к задумке с должным вниманием. Кто-то советовал обратиться к опыту проекта «Метро 2033», некоторые предлагали конкретную последовательность шагов по запуску линейки продуктов.
Завершились poSEEDelki обсуждением проекта «Фотопсия». Его автор намерен посвятить жизнь внедрению дополненной реальности в индустрию общепита: «Представьте, что сидя в ресторане, вы видите тот интерьер, какой пожелаете». И хотя технологический потенциал допол ненной реальности вызвал у многих вопросы, сама идея внести ее элементы в entertatin-проекты показалась многим интересной.
Следующие poSEEDelki пройдут 13 октября и будут приурочены к грядущему стартап-турниру выходного дня Harvest.
Похожее
poSEEDelki: Стартап-бум в России – каковы перспективы?
Стартап в России – дело неблагодарное, но необходимое
Львиная доля российских стартапов развивается за счет собственных средств
Стали известны претенденты на Премию "Стартап года 2011"
Российские стартапы поборются за звание лучших на европейском конкурсе
Сбербанк отобрал 30 стартапов для участия в акселерационной программе