Рецепт успеха IPO "Яндекса": талант, нервы и терпение

Рецепт успеха IPO "Яндекса": талант, нервы и терпение   Рецепт успеха крупнейшего российского интернет-поисковика "Яндекс" на американской фондовой бирже прост - талант, жажда риска и терпение.

   Оценка стоимости российского поисковика на бирже Nasdaq составила $8 млрд., что в 500 раз больше суммы, за которую инвесторы приобрели компанию в 2000 году.

   В том же году выручка компании, основанной в 1997 году математиком Аркадием Воложем и инженером-геофизиком Ильей Сегаловичем, составила $72 тыс., а убыток - $2 млн.

   Ожидая роста в будущем, Елена Ивашенцева из фонда Baring Vostok Capital Partners вместе с группой инвесторов приобрела 36% акций "Яндекса" за сумму, немного превышающую $5 млн.

   Переговоры о покупке "Яндекса" длились 7 месяцев, рассказала Ивашенцева недавно, припомнив также опасения инвесторов по поводу сделки. Российскому изданию журнала Forbes она сообщила, что ей было очень сложно объяснить целесообразность сделки инвесторам, которые требовали избавиться от пакетов в "Яндексе".

   Эта сделка стала единственным привлечением капитала в компанию до решения провести первичное размещение акций (IPO), в ходе которого были выпущены новые акции. Инвесторы, приходившие в Яндекс в прошедшие годы, покупали пакеты у уже существующих акционеров.

   На российском рынке поиска доля yandex.ru составляет 65%, в то время, как доля ближайшего конкурента - компании Google, - сооснователь которой Сергей Брин родился в России, составляет 22%.

   IPO "Яндекса" происходит на фоне резкого роста рынка онлайн-рекламы, повлиявшего на увеличение продаж компании на 43% в 2010 году до $445 млн.

   Волож, сдержанный и спокойный мужчина, с ранних дней интернет-бума с долей скептицизма относился к миллионам, а затем и миллиардам долларов, вкладываемым в интернет-индустрию.

   Он смог противостоять уговорам банкиров, прочивших компании большие выгоды от размещения. В 2005 году Волож говорил, что банкиры "обещают нам блестящее будущее, звезды с неба, если мы проведем IPO".

   Сергей Белоусов, основатель IT-компаний Parallels, Acronis и венчурного фонда Runa Capital назвал Воложа ответственным, прямолинейным и честным человеком: "пожалуй, даже более честный, чем он даже может себе позволить, будучи частью жесткого мира интернет-бизнеса".

   "Он производит впечатление очень уверенного в себе человека, которого не так просто напугать или сбить с толку", - сказал Белоусов.

   "Его не пугает Google, хотя он, похоже, понимает и осознает угрозу, которую представляет поисковик".

   Банкиры говорят, что планы по долгожданному размещению были подготовлены еще в 2008 году, однако им не дал осуществиться мировой финансовый кризис.

   Ключевые инвесторы компании решили переждать кризис, и "Яндекс" вопреки снижению экономики России на 8% в 2009 году стал компанией с одними из самых высоких темпов роста, хотя прибыль сократилась на 17%.

   "Инвесторы ждали достаточно, и эта стратегия оказалась успешной. Они не пытались подтолкнуть "Яндекс" к IPO как можно скорее", - сказала аналитик инвестиционной компании Тройка Диалог Анна Лепетухина.

   "Ходили слухи о том, что они планируют провести IPO в 2008 году. Но потом настал кризис, и они были готовы ждать. Они получили хорошую прибыль от этих инвестиций".

   Инвесторам может показаться, что история "Яндекса" доказывает, что инвестиционный климат в России ни в коем случае не настолько враждебный, как многие говорят.

Baring Vostok, с 26% являющаяся крупнейшим акционером "Яндекса", следует ряду золотых правил, чтобы избежать ловушек, в которые попали многие, сказал партнер-учредитель Baring Vostok Майкл Калви 24 мая.

   В портфеле фонда числятся 19 компаний, основная часть которых работает на рынке услуг. Baring Vostok избегает работы в сферах, где есть возможность пересечься государственными компаниями, чтобы защитить свои инвестиции от зачастую суровых циклов деловой активности в России.

   Калви, американец, основавший Baring Vostok в 1994 году, в интервью сообщил, что стратегия фонда позволила ему пережить кризис 2008-2009 годов без необходимости избавляться от пакетов акций каких-либо из своих компаний.

   "Мы не считаем, что в результате кризиса среди наших компаний будут случаи банкротства", - сказал Калви. Он от казался прокомментировать IPO "Яндекса", сославшись на регуляторные ограничения.