Герман Каплун: Российским стартапам не хватает покупателей на отечественном рынке

У отечественного венчурного рынка отсутствуют тенденции роста. В 2017 году объем крупных венчурных сделок в России не превысил трех сотен. При этом нельзя сказать, что присутствует недостаток в талантливых людях, которые способны генерировать идеи для стартапов в России. Что же мешает им реализовать свои проекты?

По мнению директора по стратегии инвестиционной компании TMT Investments, одного из создателей TMT Crypto Fund, Германа Каплуна, основная причина – это существенный недостаток покупателей этих стартапов в отечественном бизнес-пространстве.

Самые востребованные проекты последних десятилетий связаны с цифровой информацией – как и самые перспективные проекты будущего.

«Стартап – это не всегда про новые высокие технологии. В первую очередь, это про эффективность и развитие бизнеса. IT-решения, которые позволяют увеличивать эффективность и уменьшать затраты, применяются в посвеместно, поэтому IT сфера и все, что связано с ней, еще долго будут оставаться «номером один» для успешного стартапа», – говорит совладелец компании TMT Investments Герман Каплун.

Стартап – это всегда возможность совершить качественный рывок для отдельного человека, и зачастую и для целой отрасли, если удастся заинтересовать потенциальных инвесторов. В России их, к сожалению, недостаточно. «На Западе новые фонды создаются практически каждую неделю. И в России в этом отношении ситуация неплохая – есть государственные фонды, которые готовы инвестировать в различные проекты. Проблема в том, что сами фонды есть, а стратегических покупателей нет, – констатирует Герман Каплун. – Любой стартап проходит несколько этапов. Сначала он берет деньги у людей ближнего круга, так называемых друзей и родственников. Показав результат, идет в бизнес-инкубатор, после этого - в венчурные фонды, а потом основную массу успешных проектов покупают крупные компании, заинтересованные или в новых технологиях, или в качественной и эффективной команде. Более 90% стратапов реализуются именно таким образом.Основная наша проблема в том, что у нас очень мало стратегов. Всех их можно перечислить по пальцам: Сбербанк, Яндекс, Майл.ру, Рамблер, может быть, Ростелеком, большая тройка операторов и это практически все. Возможно, еще не более десятка фондов. Количество игроков этого рынка у нас в разы меньше по сравнению с другими экономически развитыми странами, а значит, и меньше конкуренция и востребованость новых решений – все это и многое другое создают проблему для российского рынка». Поэтому все чаще звучат имена и истории успеха наших соотечественников, сумевших реализовать проекты на зарубежных рынках и пространствах других стран. Необходимо, как считает эксперт, обратить внимание на сложившуюся тенденцию и приложить все усилия для возвращения и внедрения действительно успешных инновационных и отвечающих российской действительности проектов на отечественном пространстве, в том числе и региональном.