Технологии нуждаются в координации: ресурсы бизнеса и государства нужно объединить

Технологии нуждаются в координации: ресурсы бизнеса и государства нужно объединитьСветлана Резник, директор ИнфраФонда РВК: один из факторов, сдерживающих инновационно-технологическое развитие России, это недостаточная интеграция ключевых элементов национальной инновационной системы (НИС) между собой. Сама эта система имеет ряд особенностей по сравнению с развитыми и развивающимися странами.

В мире сегодня существует три основных типа национальных инновационных систем, основное различие между которыми обусловлено уровнем развития фундаментальной науки и прикладных исследований. В первом типе НИС опирается на собственные фундаментальные исследования, как в России, США и Швеции. Во втором типе в системе нет элементов, способных проводить такие исследования, но есть возможность проводить исследования прикладные (например, в Корее и Японии). Наконец, в третьем типе стран основу НИС составляют зарубежные технологии (например, в Бразилии).

Какие проблемы сегодня стоят перед российской инновационной системой? В первую очередь это недостаточная координация элементов институциональной среды, которые обеспечивают доступ к различным ресурсам и создают благоприятные условия для участников инновационной деятельности. Это можно наблюдать как в масштабах страны в целом, так и на уровне отдельных регионов.
Одной из опасных тенденций развития российской НИС являяется недостаточный объем финансовой поддержки фундаментальных исследований

В рамках одного региона, как правило, одновременно реализуется целый ряд программ и стратегий, затрагивающих вопросы инновационного развития, - региональная стратегия, отраслевые стратегии, федеральные целевые программы, региональные программы инновационного развития, программы поддержки малого и среднего бизнеса. При этом отдельные элементы этих программ слабо увязаны между собой как на уровне состава мероприятий, так и с точки зрения целевой структуры инновационной экономики региона. Из-за этого снижается эффективность использования ресурсов, направляемых на модернизацию, не достигается синергетический эффект.

Перед Россией стоит стратегическая задача привлечения прямых иностранных инвестиций, а сложившаяся ситуация не обеспечивает требуемый уровень информированности потенциальных инвесторов о существующих в регионах инвестиционных возможностях. Кроме того, снижены возможности по выходу на зарубежные рынки системообразующих региональных предприятий, затруднено повышение наукоемкости производимой продукции.

Ситуация в инновационной сфере регионов характеризуется, с одной стороны, наличием значительных технологических возможностей, высококвалифицированных научных и инженерных кадров, хорошей научно-производственной базы в отдельных секторах экономики, с другой - недостаточной реализацией инноваций в производстве. В результате продукция многих предприятий региона остается недостаточно конкурентоспособной, удельный вес инновационной продукции очень мал, сохраняется сырьевая направленность экономики.

Для реализации имеющегося в регионах научного и технического потенциала и обеспечения перехода к инновационно ориентированной экономике необходима новая инновационная модель сотрудничества бизнеса, образовательных учреждений и исследовательских организаций, инвесторов, как расположенных на территории России, так и по всему миру. Эта модель позволит координировать и направлять научную и исследовательскую активность в регионе с точки зрения применимости результатов в бизнесе и на производстве. Реализация модели в регионе создаст "критическую массу" интеллектуальных, финансовых и материальных ресурсов, обеспечивая взаимопроникновение между бизнесом, образованием и научными исследованиями.

Одной из опасных тенденций развития российской НИС является недостаточный объем финансовой поддержки фундаментальных исследований. Направляя все усилия исключительно на формирование сравнительно новых элементов НИС, возникает риск постепенного разрушения ее основы. Снижение научного потенциала в результате недофинансирования можно рассматривать как потерю национального богатства нашей страны. При этом страны со схожей моделью национальной инновационной системы, в первую очередь США, хорошо осознают роль фундаментальных исследова ний, которые даже в условиях глобального экономического кризиса остаются одним из основных приоритетов государственной поддержки. В России же в результате недооценки роли фундаментальных исследований для придания инновационного импульса развития может сложиться парадоксальная ситуация, когда, имея сформированную за десятилетия уникальную систему фундаментальных исследований, страна по факту начинает реализовывать третий тип национальной инновационной системы, основанной на импорте технологий, зачастую прошлых поколений. Для сравнения, в Европе и США доля затрат корпораций на исследования и разработки в общенациональных затратах составляет более 65 процентов, в России не более 20 процентов.

Основными механизмами решения проблемы должна стать целостная система преференций инновационным компаниям, а также система стимулов и поддержки, включая региональный уровень, которая подтолкнет бизнес к ускоренному внедрению передовых технологий и модернизации. В случаях, когда у государства сохраняется контроль или значительная доля влияния на хозяйствующие субъекты, можно использовать директивные инструменты (как, например, решение президента по разработке в компаниях с государственным участием программ инновационного развития).

Большая часть сложившихся проблем вызвана не отсутствием финансовых, материальных, интеллектуальных и информационных ресурсов. Главный вызов - отсутствие системного и скоординированного взаимодействия субъектов инновационного и технологического развития в первую очередь на региональном уровне. Поэтому основные усилия участников инновационного рынка сегодня должны быть направлены на устранение информационных разрывов и координацию в построении региональных элементов национальной инновационной системы.