"Яндекс" объявил об IPO на Nasdaq

"Яндекс" объявил об IPO на Nasdaq   Голландская Yandex N.V., которая владеет российским ООО "Яндекс", выпустила 28 апреля сообщение о том, что направила в Комиссию по ценным бумагам США (SEC) заявление о намерении провести первичное размещение обыкновенных акций класса А на NASDAQ. Число акций и ценовой диапазон пока не определены, но известно, что часть акций будет продана из допэмиссии, а часть - существующих акционеров. Организаторами IPO стали Morgan Stanley, Deutsche Bank и Goldman Sachs, Piper Jaffray & Co. и Pacific Crest Securities. IPO "Яндекса" на NASDAQ станет первым за последние пять лет размещением компании на этой биржевой площадке - "СТС Медиа" разместила акции на NASDAQ в июне 2006 года.

   Основатель компании Аркадий Волож владеет напрямую и косвенно 14,67% акций "Яндекса" (19,77% голосов), сооснователь Илья Сегалович - 3% (4,14% голосов), Джон Бойнтон - 1,18% (1,58% голосов). Фонд Baring Vostok владеет 22,6% (23,89% голосов), UFG - 5,13% (4,06% голосов), Roth Advisors - 4,9% (6,42% голосов), IFC - 4,54% (6,12% голосов), Emerald Trust - 2,88% (3,89% голосов), Runet Holdings Леонида Богуславского - 2,4% (3,14% голосов), Cole Management - 2,15% (2,9% голосов), Eden Capital - 1,4% (1,84% голосов). У Сбербанка "золотая акция" номинальной стоимостью €1.

   У Yandex N.V. три класса акций: А, B и С. Акции класса А дают право на 1 голос, класса B - на 10 голосов. Класс С выполняет технические функции для обеспечения конвертации класса B в класс A.

   Выручка "Яндекса" за 2010 год составила $439,7 млн, увеличившись за год в рублевом выражении примерно на 43%, операционная прибыль - $169,7 млн. (рост - 82,8%), чистая прибыль - 134,3 млн. (рост - 89,9%). В I квартале 2011 года выручка "Яндекса" составила $137 млн. (рост в рублях по отношению к аналогичному периоду 2010 года - 65,35%), операционная прибыль - $44,7 млн. (рост - 82%), чистая прибыль - $28,8 млн. (рост - 61,73%). По данным Liveinternet, "Яндекс" удерживает около 65% рынка поиска в России.

   Mail.ru Group, другая крупнейшая российская интернет-компания, растет сравнимыми темпами. Согласно отчетности по МСФО, в 2010 году рост выручки составил 85,6%, рост по сегментной отчетности (похожа на управленческую) - 64%. При этом Mail.ru Group операционно убыточна по МСФО, но имеет операционную прибыль около $51 млн по сегментной отчетности. То есть операционная рентабельность Mail.ru Group по сегментной отчетности около 15,7%, а у "Яндекса" - 38,6%.

   В ходе IPO в ноябре 2010 года Mail.ru Group продала около 16,8% акций по $27,7 за GDR. Компания разместилась по верхней границе ценового диапазона и была оценена в $5,71 млрд. 17 января стоимость расписок Mail.ru Group достигла максимума: $44 за GDR (при капитализации $8,65 млрд.), однако затем цена неуклонно снижалась.

   За день до объявления IPO "Яндекса" основатели Mail.ru Group и фонд Tiger Global продали 6,65% акций (по $32,5 за GDR) компании на $450 млн. 28 апреля акции Mail.ru Group рухнули почти на 20%, а стоимость GDR упала ниже цены размещения, до $25,5, капитализация компании составила $5,32 млрд. При этом инвесторы выставляли заявки на расписки компании и вовсе по цене $18.

   Вице-президент управляющей компании Rostok Capital Андрей Зубков считает, что "Яндекс" должен стоить приблизительно столько же, сколько и Mail.ru Group по мультипликатору капитализация/выручка плюс премия около 50% за большую прибыльность и лидирующее положение на рынке поиска в России. То есть "Яндекс" может стоить около $13 млрд.

   Руководитель аналитического управления ФК "Уралсиб" Константин Чернышев считает, что обвал курса акций Mail.ru Group ожидаем. "Мы еще месяц назад в своем отчете сообщали, что после IPO "Яндекса" интерес к Mail.ru Group пропадет. Инвесторы покупали Mail.ru Group, потому что это была по сути единственная успешная интернет-история на рынке, но "Яндекс" гораздо интереснее - это российский Google", - уверен Чернышев.